Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 23.04.2019, опубликован на сайте 07.05.2019 под номером 80406, 2-я гражданская, об обеспечении изделиями медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                               Дело № 33-1695/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      23 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 января 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Ш*** Е*** К***,  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Ш*** Е*** К*** изделиями медицинского назначения *** по рецептам от 08.11.2018 серии ***, от 04.12.2018 серии ***.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения законного представителя несовершеннолетней Шихляровой Е.К. – Шихлярова К.Р., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней Ш*** Е.К., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время - Министерство здравоохранения Ульяновской области, далее - Министерство) о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Ш*** Е.К. является ребенком-инвалидом, состоит на учете в ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», ей диагностировано заболевание ***. Лечащим врачом Ш*** Е.К. выписаны рецепты на изделия медицинского назначения *** от 05.09.2018, 10.10.2018, 08.11.2018, 04.12.2018. Однако до настоящего времени Ш*** Е.К. изделиями медицинского назначения по указанным рецептам не обеспечена в связи с их отсутствием в аптечной сети. Прокурор просил обязать Министерство обеспечить Ш*** Е.К., *** года рождения, изделиями медицинского назначения *** по рецептам от 05.09.2018, 10.10.2018, 08.11.2018, 04.12.2018, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве законного представителя Ш*** Е.К. - Шихлярова К.Р. и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Отмечает, что за назначение, дозировку препарата несет ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, необеспечение истца медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия государственного контракта. Ссылаясь на постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», просит учесть, что вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности выдать спорные медицинские изделия по причине истечения срока годности рецептов. Обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Кроме того, медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями. Просит учесть, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение истца спорными медицинскими изделиями в связи с завершением 2018 финансового года.

В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ш*** Е.К., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «ДГКБ г.Ульяновска» с диагнозом: ***.

08.11.2018 и 04.12.2018 Ш*** Е.К. были выписаны рецепты на получение медицинских изделий – ***.

Однако Ш*** Е.К. указанными медицинскими изделиями по названным льготным рецептам обеспечена не была в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Ш*** Е.К. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Раздел «Группы населения» Перечня предусматривает, что детям-инвалидам все лекарственные препараты отпускаются бесплатно. В раздел «Категории заболеваний» включено заболевание диабет; лица, страдающие данным заболеванием, обеспечиваются бесплатно также средствами диагностики.

В соответствии с Перечнем изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 января 2007 года № 1, дети-инвалиды бесплатно обеспечиваются ***.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Ш*** Е.К. бесплатно на период амбулаторного лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019, на которое содержится ссылка в жалобе, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48);

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Ш*** Е.К.

При этом оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца медицинскими изделиями по конкретным рецептам врача.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Ш*** Е.К. в спорных медицинских изделиях носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Ш*** Е.К. медицинскими изделиями по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи