Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
Документ от 09.04.2019, опубликован на сайте 30.04.2019 под номером 80178, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Писарева Н.В.                                                          Дело № 33а-1382/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                              9 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 января 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, выразившееся в не определении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в деревне Александровка Майнского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области.

Понудить Администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области для деревни Александровка Майнского района Ульяновской области, входящей в состав муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, в срок до 1 августа 2019 года определить источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимый для обеспечения населения данного населенного пункта питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Понудить Администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области для каждого населенного пункта, входящего в состав территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава Муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, в срок до 1 августа 2019 года разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области Долбнина  А.А., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела в Карсунском районе (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование иска указано следующее.

В состав муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области входят населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: р.п.Игнатовка, д. Александровка, д. Анкудиновка, с. Белое Озеро, с. Городецкое, д. Дедяшевка, с.Загоскино, с.Новая Калда, с. Поповка, р. Родниковые Пруды, п. Рыбхоз «Пионер», д. Скрипино, с. Сосновка. Водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области осуществляет МУП «ЖКХ Игнатовское».

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении МУП «ЖКХ Игнатовское» в период с 08.10.2018 по 17.10.2018 проведена проверка, в ходе которой установлено, что централизованное водоснабжение на территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области имеется в 12 населенных пунктах и осуществляется из следующих источников водоснабжения: водоснабжение р.п. Игнатовка и д.Скрипино Майнского района Ульяновской области осуществляется из 5 артезианских скважин, расположенных на северной окраине поселка, ***, на территории поселка ***,!% северо-восточной окраине поселка ***, на юго-восточной окраине поселка ***, южной окраине поселка ***.

Водоснабжение с. Загоскино и д. Дедяшевка Майнского района Ульяновской области осуществляется из 4 артезианских скважин, расположенных севернее села на территории МТФ, восточной окраине на северной окраине поселка, юго-западной окраине села, юго-западней окраине села, в центре села.

Водоснабжение пос. Родниковые Пруды и пос. Рыбхоз «Пионер» Майнского района Ульяновской области осуществляется из 2 артезианских скважин: к западу от конторы, в лесу, на юго-западной окраине села.

Водоснабжение с. Белое Озеро Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной на юго-восточной окраине села.

Водоснабжение с. Поповка Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной на южной окраине села.

Водоснабжение с. Сосновка Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной на южной окраине села, ул. Нижняя.

Водоснабжение с. Анкудиновка Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной северо-западнее окраины села.

Водоснабжение с. Городецкое Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной южнее окраины села.

Водоснабжение с. Новая Калда Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной восточнее села.

Проверкой установлено, что проекты зон санитарной охраны на все водозаборные сооружения и водоводы отсутствуют.

В д. Александровка Майнского района Ульяновской области водоснабжение населения не организовано. Источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не определены.

В связи с этим административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, выразившееся в не определении источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в деревне Александровка Майнского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области.

Понудить Администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области для деревни Александровка Майнского района Ульяновской области, входящей в состав муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, в срок до 1 августа 2019 года определить источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимый для обеспечения населения данного населенного пункта питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Понудить Администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области для каждого населенного пункта, входящего в состав территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава Муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, в срок до 1 августа 2019 года разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционных жалобах администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области и администрация МО «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области не соглашаются с решением суда. В обоснование жалобы указывают на то, что согласно  Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения. Водоснабжение не осуществляется органами местного самоуправления, а организуется ими. На территории МО «Игнатовское городское поселение» создано муниципального унитарное предприятие «ЖКХ Игнатовское», предметом деятельности которого согласно уставу является водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение. Объекты водоснабжения были переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Игнатовское» по акту приема-передачи. Именно на нем в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» лежит обязанность по обеспечению населения горячим, холодным водоснабжением, водоотведением путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения относится организация водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение), своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей.

По состоянию на 10.12.2018 администрация МО «Игнатовское городское поселение» и администрация  МО «Майнский район» не обладали информацией о том, что МУП «ЖКХ Игнатовское» не имеет возможности исполнить свои обязательства по водоснабжению населения.

Именно на МУП «ЖКХ Игнатовское» лежит обязанность и разработки в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку администрация МО «Игнатовское городское поселение», являясь собственником артезианских скважин, и учредителем МУП «ЖКХ Игнатовское», выбрало способ владения, пользования и распоряжения такими водными объектами.   В обоснование своей позиции ссылается на ч. 5 ст. 59 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Также в апелляционных жалобах указано на то, что в действующем законодательстве не содержится норм, обязывающих органы местного самоуправления определять источники питьевого и хозяйственного водоснабжения для обеспечения населения данного населенного пункта  питьевой водой. Ссылка на ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» является необоснованной. Д.Александровка состоит из 6 частных домов, её население составляет всего 14 человек. У каждого домовладения имеется собственный водоисточник, таким образом, деревня обеспечена водой.    

В судебное заседание не явились представители Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, МУП «ЖКХ Игнатовское», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Уставом муниципальное образование «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области является муниципальным образованием в состав поселения входят населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: р.п. Игнатовка, д. Александровка, д. Анкудиновка, с. Белое Озеро, с. Городецкое, д. Дедяшевка, с. Загоскино, Новая Калда, с. Поповка, р. Родниковые Пруды, п. Рыбхоз «Пионер», д. Скрипино, с. Сосновка.

На территории муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области имеются буровые скважины, из которых осуществляется водоснабжение населения Игнатовского городского поселения.

Водоснабжение р.п. Игнатовка и д. Скрипино Майнского района Ульяновской области осуществляется из 5 артезианских скважин, расположенных на северной окраине поселка, ул. Северная, на территории поселка ул. Кирова, северо-восточной окраине поселка ул. Транспортная,  на юго-восточной окраине поселка ул. Гагарина, южной окраине поселка ул. Мира.

Водоснабжение с. Загоскино и д. Дедяшевка Майнского района Ульяновской области осуществляется из 4 артезианских скважин, расположенных севернее села на территории МТФ, восточной окраине на северной окраине поселка, юго-западной окраине села, юго-западней окраине села, в центре села.

Водоснабжение пос. Родниковые Пруды и пос. Рыбхоз «Пионер» Майнского района Ульяновской области осуществляется из 2 артезианских скважин: к западу от конторы, в лесу, на юго-западной окраине села.

Водоснабжение с. Белое Озеро Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной на юго-восточной окраине села.

Водоснабжение с. Поповка Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной на южной окраине села.

Водоснабжение с. Сосновка Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной на южной окраине села, ул. Нижняя.

Водоснабжение с. Анкудиновка Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной северо-западнее окраины села.

Водоснабжение с. Городецкое Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной южнее окраины села.

Водоснабжение с. Новая Калда Майнского района Ульяновской области осуществляется из артезианской скважины, расположенной восточнее села.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

На основании ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14.03.2002  утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 1.4 вышеуказанных Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (п. 1.6 Правил).

Из материалов дела следует, что артезианские скважины, из которых происходит забор воды, находятся в собственности МО «Игнатовское городское поселение», и переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Игнатовское». Учитывая данное обстоятельство, а также положения вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по разработке зон санитарной охраны именно на администрацию МО «Игнатовское городское поселение», как на собственника источников питьевого водоснабжения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организация водоснабжения и водоотведения в границах поселения  решается органами местного самоуправления в силу закона. Создание Администрацией муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области на территории поселения МУП «ЖКХ Игнатовское», предметом деятельности которого является в соответствии с Уставом водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, передача объектов водоснабжения в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Игнатовское», не освобождает Администрацию муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области от решения вопроса по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимых для обеспечения населения д.Александровка. Малочисленность проживающего в данной деревне населения не  является основанием для освобождения администрации МО «Игнатовское городское поселение» от обязанности по определению источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта. Наличие самостоятельных водоисточников в каждом доме села материалами дела не подтверждено. Кроме того, данный факт не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления своей обязанности по обеспечению населения водой.

Учитывая, что принятое по делу решение суда соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: