УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сычева О.А.
Дело № 33а-1587/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 25 января 2019 года, по
которому постановлено:
административный
иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного
круга лиц удовлетворить частично.
Признать
незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в не
принятии мер по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) в районе дома ***
по *** с обеих сторон от входа на территорию ***.
Возложить на администрацию города Ульяновска
обязанность организовать обустройство
тротуаров (пешеходных дорожек) в районе дома *** с обеих сторон от входа на
территорию *** в соответствии с требованиями пункта 4.5.1
ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования».
В удовлетворении административного иска в
остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., не согласившегося с
апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к
администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
установить тротуары (пешеходные дорожки) в районе дома *** с обеих сторон
дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные
общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Указал, что проверкой, проведенной прокуратурой совместно
с ГИБДД, установлено, что в непосредственной близости от входа на территорию ***
в районе дома *** отсутствуют тротуары, что нарушает права и интересы жителей
района и иных граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих детское
дошкольное учреждение, и создает угрозу их жизни.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц
привлечены: УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, УМВД России по
Ульяновской области, Центр дорожного и технического надзора пропаганды
безопасности дорожного движения государственной инспекции безопасности
дорожного движения, Управление имущественных отношений, экономики и развития
конкуренции администрации города Ульяновска, Управление по строительству,
территориальному развитию администрации города Ульяновска, МБУ «Дорремстрой»,
Финансовое управление администрации города Ульяновска, Министерство
промышленности и транспорта Ульяновской области, Лукашевич С.В.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска
просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое
решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование жалобы указывает, что для строительства
тротуара на спорном участке дороги необходимо проведение капитального ремонта
автодороги с разработкой соответствующей проектно-сметной документации при
условии достаточного финансирования. Администрация города Ульяновска является
бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении,
носят целевой характер. Администрация не вправе производить перераспределение
финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение,
не имеет финансовой возможности для одновременного проведения ремонтных работ
на всей улично-дорожной сети муниципального образования.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились
представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Отношения, возникающие в связи с использованием
автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской
Федерации, регулируются Федеральным законом
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
В соответствии с п.12 ст.3 данного Федерального закона
содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего
технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния,
а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п.6 указанной статьи дорожная деятельность -
деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному
ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в
отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ч.1 ст.13
данного Федерального закона относится к полномочиям органов местного
самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог
при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным
документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог
(п.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению дорожного
движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090,
обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения
состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на
должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами
местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Исходя из положений ст.37 Федерального закона от
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального
образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного
значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 названного Федерального
закона и ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам
местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение
безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение
функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального
контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах
городского округа, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, спорный участок дороги находится в
черте г.Ульяновска, является внутриквартальной дорогой общего пользования
местного значения. Балансодержателем и муниципальным заказчиком работ по
содержанию ремонту указанного участка дороги является административный
ответчик.
В судебном заседании установлено, что в районе дома *** с
обеих сторон от входа на территорию *** отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки).
Необходимость оборудования тротуара около дошкольного
учреждения установлена требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Отсутствие тротуара (пешеходной дорожки) создает реальную
угрозу безопасности участников дорожного движения, в том числе
несовершеннолетних, и лишает их возможности безопасного передвижения на спорном
участке дороги.
Установив нарушение законодательства в области дорожного
движения при организации дорожного движения в районе ***», суд обоснованно
признал незаконным бездействие администрации города Ульяновска в связи с
непринятием мер по устройству тротуаров около дошкольного учреждения и возложил
на административного ответчика обязанность организовать данные пешеходные
дорожки.
Ссылка административного ответчика в жалобе на отсутствие
финансирования для проведения спорных работ, не освобождает администрацию
города от обязанности по соблюдению приведенных требований Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», законодательства о безопасности дорожного движения.
Принятое по делу решение основано на полной и объективной
оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и
процессуального права и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от
25 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи