Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по п.з ч.2 ст.111 УК РФ изменен
Документ от 10.04.2019, опубликован на сайте 25.04.2019 под номером 80086, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.2 п. з, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Танаев П.М.

Дело № 22-587/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск

10 апреля 2019 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе председательствующего Максимова М.Н.,

судей Гобузова Д.С., Басырова Н.Н.,

с участием прокурора Чашленкова Д.А.,

осужденного Куропатова А.Е. и его защитника – адвоката Мадюкова Г.Д.,

при секретаре Ларионовой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Бобровой А.Ю., апелляционным жалобам осужденного Куропатова А.Е. и его защитника Мадюкова Г.Д. на приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 февраля 2019 года, которым

 

КУРОПАТОВ  Александр Евгеньевич,

*** образованием, работающий контролером ОТК в ООО «Сан Марко», состоящий в браке, имеющий на иждивении двоих малолетних детей, зарегистрированный по адресу: г. Ульяновск, ул.Карбышева, д. 4, кв. 122, проживающий по адресу: г. Ульяновск, б-р Новосондецкий, д. 16, кв.246!%, несудимый,

 

осужден по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, срок наказания исчислен с 19 февраля 2019 года.

Мера  пресечения Куропатову А.Е. с подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда.

Постановлено взыскать с осужденного в пользу потерпевшего Г***ва С.А. компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.

В приговоре решен вопрос о вещественных доказательствах.

 

Заслушав доклад председательствующего, выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Куропатов А.Е. признан виновным в причинении с  применением предмета, используемого в качестве орудия, тяжкого вреда здоровью Г***ва С.А.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель ставит вопрос об отмене приговора в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона и неверным применением уголовного закона. Так, в нарушение ст. 307 УПК РФ в описательно-мотивировочной части приговора отсутствует ссылка на ч. 1 ст. 62 УК РФ, что свидетельствует о её неприменении судом при назначении наказания, несмотря на наличие соответствующих оснований. Просит отменить приговор, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

В апелляционных жалобах осужденный и защитник оспаривают приговор, считают, что действия Куропатова следовало квалифицировать по ч. 1 ст. 114 УК РФ. Поддерживая ранее выдвинутую версию произошедшего, настаивают, что удар потерпевшему был нанесен во время обоюдной драки. При этом потерпевший был физически сильнее осужденного, выше и крупнее него, наносил Куропатову множественные удары в голову, чем создавал реальную угрозу для жизни  и здоровья. Удар осужденным ножом был нанесен, чтобы прекратить действия потерпевшего. В подтверждение ссылаются на заключение судебно-медицинской экспертизы, согласно которому у Куропатова обнаружены множественные телесные повреждения на лице,  повлекшие легкий и средней тяжести вред здоровью. Оспаривают показания Куропатова в качестве подозреваемого о том, что указанные телесные повреждения были получены не во время драки с  потерпевшим. Так, из показаний  прибывших на место происшествия сотрудников полиции следует, что осужденный нуждался в медицинской помощи, в связи с чем ему была вызвана скорая помощь.  В показаниях жены осужденного, а также потерпевшего отсутствуют сведения о том, что у  Куропатова перед конфликтом имелись какие-либо повреждения. Оспаривают показания потерпевшего о применении насилия к Куропатову не во время конфликта, а после него, указывают, что в силу тяжести состояния (проникающего ранения)  потерпевший был не в состоянии наносить удары.

Выражают несогласие с назначенным наказанием, обращают внимание на положительные характеристики осужденного, отсутствие фактов привлечения к административной и уголовной ответственности, наличие  семьи,  двоих малолетних  детей, постоянного  места работы.

Просят изменить приговор, переквалифицировать действия Куропатова на ст.114 УК РФ,  снизить размер компенсации морального вреда.

В возражениях на апелляционные жалобы потерпевший Г***в С.А. считает приговор законным и обоснованным. Настаивает, что первоначальные показания Куропатова являются правдивыми, оспаривает его самооговор. Жена Куропатова подтвердила, что драки между ними не было. Утверждает, что Куропатов умышленно причинил ему тяжкий вред здоровью и моральные страдания, находился в состоянии опьянения, проявлял злость и агрессию. Считает размер компенсации морального вреда не подлежащим снижению.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор поддержал апелляционное представление, обосновав несостоятельность апелляционных жалоб,  осужденный и его защитник настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления, жалоб и возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению.

Выводы о виновности осужденного в совершенном преступлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, которым суд в соответствии со ст. 88 УПК РФ дал в приговоре надлежащую оценку, как достоверным и допустимым.

В основу приговора судом верно положены показания потерпевшего Г***ва, согласно которым между ним и осужденным произошла ссора, в ходе которой он попытался оттолкнуть от себя осужденного, а тот достал нож и нанес им удар в живот. Ударов он осужденному до получения ножевого ранения не наносил. После случившегося, будучи злым на Куропатова, ударил его ногой в лицо.

Показания потерпевшего логичны, согласуются с другими  исследованными судом доказательствами. Потерпевший последовательно заявлял, что не применял к осужденному насилия, которое давало бы право на оборону. Оснований ставить под сомнение показания потерпевшего у суда первой инстанции не  имелось,  отсутствуют они и у  судебной коллегии.

Показания потерпевшего согласуются с показаниями сотрудников полиции И***ва Ф.В. и  М***ва В.В., из которых следует, что они первыми прибыли на место происшествия, где обнаружили Г***ва с телесными повреждениями. У Куропатова также были повреждения на лице, относительно которых он пояснил, что получил их в результате падения. 

Из показаний сотрудников полиции следует, что потерпевший был в сознании, мог совершать активные действия, поэтому доводы апелляционных жалоб о том, что потерпевший  с  ранением был не в состоянии применить насилие к осужденному, судебная коллегия  признает неубедительными.

Согласно показаниям свидетеля К***ой Е.А. во время конфликта между  Куропатовым и Г***ым она отошла в сторону, а спустя время услышала, как потерпевший вскрикнул. При этом свидетель никогда не заявляла, что до этого момента она слышала звуки ударов, видела взмахи или иные действия, которые могли свидетельствовать о происходящей драке.

Из показаний свидетеля Ш***ва Р.Р. следует, что  после  случившегося  он и его жена разговаривали с К***ой по телефону, при этом разговор был записан. На вопрос, была ли драка между осужденным и потерпевшим, К***ва сказала, что Г***в ударил её мужа по лицу уже после ножевого ранения.

В ходе предварительного следствия была изъята аудиозапись разговора Ш***ой с К***ой, содержание которой подтверждает показания  свидетеля Ш***ва.

Процессуальных нарушений при изъятии аудиозаписи разговора органом следствия не допущено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно отверг показания осужденного о необходимой обороне, обоснованно признав их способом реализации права на защиту. 

Несоответствие показаний потерпевшего и заключения судебно-медицинской экспертизы в отношении Куропатова в части количества травматических воздействий с учетом совокупности исследованных доказательств не является основанием ставить под сомнение показания потерпевшего.

Действия осужденного верно квалифицированы по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ. Основания для переквалификации их на ч. 1 ст. 114 УК РФ,  признания  в действиях Куропатова необходимой обороны отсутствуют, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии посягательства со стороны потерпевшего на жизнь и здоровье осужденного либо об угрозе такого посягательства. 

Обвинительный приговор  в целом соответствует требованиям статей 303, 304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, приведены причины, по которым одни доказательства признаны достоверными, а другие отвергнуты, мотивированы выводы относительно квалификации преступления.

При назначении наказания  осужденному судом в соответствии с требованиями закона учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретные обстоятельства дела, данные о личности, а также другие обстоятельства, влияющие на назначение наказания.

Назначенное осужденному наказание является справедливым и соразмерным содеянному. Судом в полной мере учтены все смягчающие наказание обстоятельства. Вывод суда о том, что исправление осужденного возможно только в условиях изоляции от общества, в приговоре мотивирован и является верным. Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости смягчения наказания, судебная коллегия не усматривает.

Гражданский иск потерпевшего разрешен судом с учетом требований гражданского  законодательства. Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом материального положения осужденного, степени нравственных страданий, перенесенных потерпевшим, соответствует принципам соразмерности и справедливости. Выводы суда в этой части полно и убедительно мотивированы в приговоре. Оснований для снижения размера компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем приговор подлежит изменению.

Назначая наказание Куропатову, суд признал наличие у него смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и» и «к»  ч. 1 ст. 61 УК РФ, а именно, активного способствования расследованию преступления, частичного возмещения вреда, причиненного преступлением. Отягчающие наказание Куропатову обстоятельства судом не установлены. Поэтому наказание осужденному следовало назначать с  учетом ч. 1 ст. 62 УК РФ, однако в приговоре суда ссылка на применение вышеуказанной нормы отсутствует. Судебная коллегия рассматривает данное обстоятельство как техническую ошибку, поскольку наказание, назначенное осужденному, не превышает пределов  наказания,  которое могло быть  назначено с учетом правил ч. 1 ст. 62 УК РФ. Указания о том, что суд не применяет указанную норму закона, в приговоре не содержится. Таким образом, судом указанная норма закона фактически применена при назначении Куропатову наказания.

В связи с этим судебная коллегия полагает необходимым изменить приговор, указав, что наказание Куропатову назначено с учетом  ч. 1 ст. 62 УК РФ.

Несмотря на вносимые изменения, оснований для смягчения осужденному наказания не имеется, поскольку оно назначено в пределах, предусмотренных законом, является  справедливым и соразмерным содеянному.

Кроме того, в соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

С 19 февраля 2019 года Куропатов содержится под стражей, отбывание наказания ему определено в исправительной колонии общего режима, в связи с чем время с указанной  даты до  вступления приговора в законную силу – 10 апреля 2019 года подлежит зачету в  срок наказания в льготном исчислении: из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

 

Руководствуясь ст. 389-13, 389-20, 389-28 и 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 февраля 2019 года в отношении Куропатова Александра Евгеньевича изменить:

считать назначенным  Куропатову А.Е. наказание по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ;

зачесть в срок наказания время содержания под стражей  Куропатова А.Е. с 19 февраля по 10 апреля 2019 года включительно из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционное представление и  жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи         :