Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Несчастный случай на производстве
Документ от 22.01.2019, опубликован на сайте 05.04.2019 под номером 79923, 2-я гражданская, о признании факта несчастного случая на производстве, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Несчастный случай на производстве

Документ от 22.01.2019, опубликован на сайте 08.02.2019 под номером 78524, 2-я гражданская, о признании факта несчастного случая на производстве, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                                        Дело №33-809/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 22 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества  "Межрегиональной распределительной сетевой компании "Волги" на дополнительное решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 26 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

Признать смерть М*** О*** Е***, *** года рождения, *** несчастным случаем на производстве, при исполнении им трудовых обязанностей электромонтёра по испытаниям и измерениям в публичном акционерном обществе "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Волги". 

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей ПАО "МРСК Волги" – Слепухиной Л.В., Павловой А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, ООО "Ульяновский хладокомбинат" - Кудряшовой М.И., возражавшей против доводов жалобы, представителя третьего лица  - ФСС по Ульяновской области – Тюриной В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы ПАО "МРСК Волги", Малофеева Е.С. и его представителя – Иванова Р.С., а также третьего лица – Государственной инспекции по труду в Ульяновской области – Корнилина К.С., возражавших против доводов жалобы,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Малофеев Е.С. обратился  в  суд с  иском  к  публичному акционерному обществу «Межрегиональная  распределительная сетевая  компания Волги» (далее -  ПАО "МРСК Волги"),  обществу   с  ограниченной   ответственностью  (далее – ООО) "Ульяновский  хладокомбинат" о признании  факта  несчастного случая на производстве,  компенсации морального  вреда. В обоснование иска указал, что является отцом М*** О.Е., погибшего при следующих обстоятельствах:  *** в 9:10 часов Малофеев О.Е., выполняя работы на территории ООО "Ульяновский хладокомбинат" на электрической подстанции, получил удар электрическим током напряжением 6000 Вольт, в результате чего скончался на месте происшествия. В результате проведенной Государственной инспекцией труда в Ульяновской области по его заявлению проверки было установлено, что  день гибели являлся для М*** О.Е.  рабочим днем в филиале ПАО "МРСК Волги", он был одет в специальную одежду с символикой ПАО "МРСК Волги", в его нагрудном кармане лежало удостоверение о допуске к работам в электроустановках, поэтому его гибель является несчастным случаем на производстве. ООО "Ульяновский комбинат"  осуществило допуск М*** О.Е. к электроустановке без соблюдения требований безопасности, в связи с чем так же, как и работодатель, должно нести ответственность за произошедший с сыном несчастный случай. Смертью  сына  ему причинен моральный  вред,  ответчики  обязаны в силу  закона   произвести его  компенсацию.      Просил признать факт несчастного  случая  на  производстве,  произошедший с М***   О.Е.  ***, при  исполнении  им трудовых  обязанностей в  филиале ПАО "МРСК Волги", и   квалифицировать   несчастный случай  как связанный с  производством, взыскать  с   ПАО "МРСК Волги" и ООО  "Ульяновский  хладокомбинат" в  солидарном  порядке,  в  счет  компенсации  морального  вреда   - 2 000 000 руб. 

Суд первой инстанции принял указанное выше дополнительное решение.

В апелляционной жалобе ПАО "МРСК Волги" не соглашается с дополнительным решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.  В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, обстоятельства имеющие значение для дела не доказаны, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Поскольку М*** О.Е. выполнял работы, связанные с ремонтом электрических подстанций на территории стороннего предприятия, что не входило в его должностные обязанности, он осуществлял данные работы без ведома работодателя, его смерть не может быть квалифицирована как несчастный случай         на производстве. Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании суда первой инстанции, из которых можно сделать вывод о том, что о проведении работ в ООО "Ульяновский хладокомбинат" М*** О.Е. договаривался самостоятельно, с целью получения дополнительного заработка, то есть данные работы являлись следствием устного договора гражданско-правового характера между        М*** О.Е. и ООО "Ульяновский хладокомбинат". Полагает, что факт умышленного сокрытия работодателем того обстоятельства, что *** являлся для М*** О.Е. рабочим днем, путем внесения изменений в его заявление о предоставлении административного отпуска на 11.05.2018, не подтвержден, и в любом случае сам по себе не свидетельствует о том, что работы на территории стороннего предприятия осуществлялись М*** О.Е. по поручению либо с  ведома работодателя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что М*** О.Е. с 2007 года работал  в филиале   ПАО "МРСК Волги" – "Ульяновские  распределительные сети" ***.

Согласно должностной инструкции  к обязанностям *** относится проведение  испытаний и  измерений  электрооборудования  подстанций  Ульяновского ПО  Филиала (п.  1.8  должностной  инструкции), в том числе,   проведение  приемо – сдаточных и   профилактических  испытаний   электрооборудования (п. 2.1.1),   определение места  повреждений  в  силовых  кабелях  (п. п. 2.1.3) и  другое.

Около 8 часов  ***, который являлся для М*** О.Е. в ПАО "МРСК Волги" рабочим днем, главный  энергетик ООО  "Ульяновский  хладокомбинат" –           С*** В.С., по рекомендации знакомых и предварительной договоренности с М*** О.Е. забрал последнего  с ул. С*** в г. У*** и  на своем личном автомобиле доставил на  территорию  ООО  "Ульяновский  хладокомбинат" для консультации относительно работы электрической подстанции комбината. Указанная  электроустановка  имела  ограждение,  вход  закрывался  на  замок, ключ  от замка был  у С*** В.С., который, приведя М*** О.Е. на территорию комбината, ушел на производственное совещание. М*** О.Е. предпринял попытку осмотра электроустановки,  получил удар электрическим током напряжением 6000 Вольт, в результате чего скончался на месте происшествия.

Государственная инспекция по труду в Ульяновской области, проведя проверку обстоятельств гибели М*** О.Е. по заявлению его отца, пришла к выводу о том, что причинами несчастного случая  являются: 

1.                  Неудовлетворительная организация ООО "Ульяновский хладокомбинат" производства работ, выраженная в допуске *** М*** О.Е. без оформления в установленном порядке наряда-допуска на производство работ и обеспечения безопасности работающих, тем самым нарушены требования п. п. 4.1. и 4.2. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда от 24.07.2013 № 328н.

2.                  Неудовлетворительная организация ПАО "МРСК Волги" производства работ, выраженная в отсутствии контроля со стороны руководящих работников ПАО "МРСК Волги"  за подчиненными работниками в плане их перемещения в рабочее время на территории предприятия и за ее пределами, чем нарушены требования ст.ст.22 и 212 Трудового кодекса РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, М*** Е.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором, в том числе, просил признать смерть       М*** О.Е., произошедшую *** на территории ООО "Ульяновский хладокомбинат", несчастным случаем на производстве.

Данные требования являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, однако не были разрешены судом, в связи с чем на основании ст. 201 ГПК РФ постановлено дополнительное решение об их удовлетворении.

Судебная коллегия полагает выводы суда в данной части правильными, постановленными в соответствии с действующими нормами материального права и основанными на представленных сторонами доказательствах. 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний" несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Согласно ч. 1 ст.227 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Как следует из содержания ч. 3 ст. 227 ТК РФ, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе иные повреждения здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 № 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что положениями ТК РФ, регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (статьи 227 - 231), предусматривается возможность квалификации в качестве несчастных случаев, связанных с производством, и составление актов по форме Н-1 по всем несчастным случаям, имевшим место при исполнении работниками их трудовых обязанностей, даже если в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 № 2  для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства: относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (часть вторая статьи 227 ТК РФ); указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (часть третья статьи 227 ТК РФ); соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в части третьей статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации; произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ); имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в части шестой статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации), и иные обстоятельства.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством, содержится в   ч.6 ст.229 ТК РФ, а именно: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Судом установлено, что *** являлся для *** О.Е. рабочим днем. Доводы и документы, представленные работодателем относительно того, что в указанный день М*** О.Е. находился в административном отпуске, опровергнуты проведенными по делу экспертизами, по заключению которых число "***" было внесено в заявление М*** О.Е. о предоставлении административного отпуска на "11.05.2018" после его смерти, а также пояснениями свидетелей о том, что *** М*** О.Е. явился на работу и приступил к своим обязанностям. Таким образом смерть М*** О.Е. наступила в рабочее для него время. На территории ООО "Ульяновский хладокомбинат" М*** О.Е. был обнаружен в рабочей одежде с инструментами, принадлежащими работодателю. Из пояснений свидетелей Т*** А.Е., Ш*** А.А., являющихся по отношению к М*** О.Е. руководящими работниками, следует, что им было известно о выезде М*** О.Е. для оказания услуг сторонней организации (без конкретизации ее наименования) по просьбе Т***, ранее работавшего в ПАО "МРСК Волги", свидетель С*** В.С. пояснил, что, прибыв на территорию ООО "Ульяновский хладокомбинат", М*** О.Е. торопился  на объект ПАО "МРСК Волги" для выполнения производственного задания.

На основании вышеуказанных норм материального права и разъяснений, данных в постановлении Пленум Верховного Суда РФ от 10.03.2011 № 2, с учетом установленных по делу обстоятельств, в отсутствие оснований, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о признании смерти М*** О.Е. *** несчастным случаем на производстве.

Доводы апелляционной жалобы ПАО "МРСК Волги" не могут являться основанием для отмены дополнительного решения суда, поскольку сводятся к просьбе о переоценке доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Дополнительное решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 26 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональной распределительной сетевой компании "Волги" – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: