Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии по случаю потери кормильца
Документ от 19.02.2019, опубликован на сайте 01.03.2019 под номером 79258, 2-я гражданская, о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                          Дело №33-722/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           19 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования заместителя военного прокурора Ульяновского гарнизона к интересах Сидоровой Екатерины Михайловны удовлетворить.

Признать право Сидоровой Екатерины Михайловны на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» произвести Сидоровой Екатерине Михайловне перерасчет пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии за период с 01 октября 2017г. по 09 ноября 2018г.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», начиная с 10 ноября 2018г. и в последующем, выплачивать Сидоровой Екатерине Михайловне пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Кокоева А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Военный прокурор Ульяновского гарнизона в интересах Сидоровой Е.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее – ФКУ) о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, обязании произвести перерасчет пенсии, возложении обязанности выплачивать пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения.

Требования мотивированы тем, что Военной прокуратурой проведена проверка по обращению Сидоровой Е.М., которой установлено, что  Сидорова Е.М. является получателем пенсии от Министерства обороны РФ по случаю потери кормильца – супруга С*** М.П., который в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов  являлся участником действующей армии СССР. Пенсия выплачивается Сидоровой Е.М. без учета повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1). Сидорова Е.М. как член семьи ветерана Великой Отечественной войны имеет право на повышение получаемой ею пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1. Между тем, ответчик на её письменное обращение ответил отказом.

Прокурор просил признать за Сидоровой Е.М. право на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I, обязать ответчика произвести Сидоровой Е.М. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период выплаты истице  пенсии с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ 12.02.1993 №4468-1 и в дальнейшем выплачивать Сидоровой Е.М. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения.

В обоснование жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права при вынесении решения, выразившееся в необоснованном применении  п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» при повышении размера пенсии истице, так как супруг истицы был инвалидом *** группы по общему заболеванию, в отношении истицы данный пункт не может быть применен в связи с тем, что она инвалидом Великой Отечественной войны не является. Анализируя п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 суд неправильно определил круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. Вывод суда о том, что повышение пенсии производится не только лицам, являвшимися участниками Великой Отечественной войны, но и членами их семьи, при назначении пенсии по случаю потери кормильца не соответствует закону. Полагает, что суд при вынесении решения о признании права Сидоровой Е.М. на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения пенсии, предусмотренного пунктом «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, не правильно истолковал закон. Так же указывает, что из анализа статей 43, 44  Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 следует, что пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия, при исчислении которой в свою очередь учитывается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Повышение пенсии участника Великой Отечественной войны либо ветерана боевых действий на 32% расчётного размера пенсии составляет определённую денежную сумму, добавляемую к пенсии лиц, определенных в ст.45 Закона. В Законе и других нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствует норма права о повышении размера пенсии по случаю потери кормильца на 32%, кроме случаев, когда сам получатель пенсии по случаю потери кормильца является участником Великой Отечественной войны либо ветераном боевых действий. Сидорова Е.М. в Великой Отечественной войне не участвовала, статуса участника войны не имеет.

Сидорова Е.М., представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сидорова Е.М. является вдовой С*** М.П., *** года рождения, умершего *** (л.д.13).

Сидоров М.П. принимал участие в Великой Отечественной войне в составе действующей армии ( 2-го Белорусского фронта 340 зенитно-артиллерийского полка), в связи с чем являлся участником Великой Отечественной войны и отнесен к лицам, указанным в подпункте «а» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах».

Сидоров М.П. получал пенсию за выслугу лет с 09.09.1982 по 31.05.2001.

С 01.08.2001 Сидорова Е.М. является получателем пенсии по случаю потери кормильца. Какого-либо повышения к пенсии Сидоровой Е.М. не назначено.

17 сентября 2018 года Сидорова Е.М. обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с заявлением об исчислении и выплате назначенной ей пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 процента, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 №44468-1.

Письмом ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» от 21 сентября 2018 года в удовлетворении заявления Сидоровой Е.М. отказано со ссылкой на то, что повышение пенсии, установленное пунктом «г» ст.45 Закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 носит личный характер  и применяется к самим ветеранам боевых действий и другим категориям граждан, перечисленным в данной статье. Членам семьи ветеранов боевых действий повышение на 32 процента в соответствии с  данным законом не предусмотрено (л.д.8).

Полагая данный отказ ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» незаконным, военный прокурор в интересах Сидоровой Е.М. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ч.2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст.1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

В силу требований п. «г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж» и «и» пп.1 п.1 ст.2  Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп.1-4 п.1ст.3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст. 46  настоящего Закона.

Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсию по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.43 Закона, то есть в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.

Статья 45 названного Закона помещена в разделе  «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего.

В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Отнесение С*** М.П. к числу участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «а» п.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», ответчиком не оспаривается.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пенсия по случаю потери кормильца, назначенная Сидоровой  Е.М., подлежит повышению в порядке, установленном п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, как вдове участника Великой Отечественной войны.

С учетом положений ч.2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 суд пришел к обоснованному выводу о том, что перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения надлежит произвести с 01.10.2017, то есть не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истицы права на повышение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленном п. «г» ст.45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, в связи с тем, что к числу лиц, указанных в пп. «а» - «и» ст. 45  Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, члены семьи участников Великой Отечественной войны не отнесены, повышение пенсии носит личностный характер, противоречат вышеизложенным положениям Закона, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: