УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тудиярова С.В. Дело № 33-761/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 5 декабря 2018 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда
Ульяновской области в интересах Б*** Д***
В*** удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области
обеспечить Б*** Д*** В***, *** года рождения лекарственным препаратом «***» (***)
в соответствии с назначением врача по рецепту от 02.10.2018 серии *** №***.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения Быковой
Н.А. законного представителя несовершеннолетнего Б*** Д.В., возражавшей против
доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор города Димитровграда обратился в суд с иском,
уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах несовершеннолетнего Б***
Д*** В*** к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения
«Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» об обязании обеспечить лечение ребенка-инвалида
лекарственными средствами.
В обосновании иска указал, что прокуратурой города в связи с
обращением матери несовершеннолетнего Б*** Д.В., *** года рождения, была
проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Б*** Д.В., *** года
рождения, является ребенком - инвалидом, которому выставлен диагноз «***».
02.10.2018 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Б*** Д.В. был выписан рецепт
серии *** №*** для получения лекарственного препарата *** 50мг/мл/100мл №1.
При обращении матери ребенка Быковой Н.А. в аптечный пункт
ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарства ей было отказано ввиду его
отсутствия на складе.
Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Б*** Д.В., *** года рождения, лекарственным препаратом «***» (***) в
соответствии с назначением врача по рецепту от 02.10.2018 серии *** №***;
обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что длительное
отсутствие терапии указанным препаратом может повлечь ухудшение состояния
здоровья и представлять угрозу жизни ребенка, поскольку лекарственный препарат
необходим по жизненным показаниям.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить, принять по делу
новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что необеспечение Б*** Д.В.
указанным лекарственным препаратом по рецепту, возникло по вине АО
«УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.
Также ссылается на постановление Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 №14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области» в соответствии, с которым вопросы
по назначению, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных
препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства.
Отмечает, что Министерство не имеет возможности выдать
спорные лекарства по причине истечения срока годности рецептов, указанных в
исковом заявлении.
Дополняет, что обеспечение медицинскими изделиями и
лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному
решению.
Кроме того считает, что медицинские показания Б*** Д.В.
могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными
препаратами.
Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства
впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача
не обязывает.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков
Министерства здравоохранения Ульяновской
области, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России и представителя третьего лица АО «УльяновскФармация», извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Нормы Конвенции о правах
ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие
в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на
особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье,
предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование
наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения
болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).
В Российской Федерации,
как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства.
При этом материнство и
детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38
Конституции РФ).
Государство признает
охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и
психического развития детей.
Обеспечение интересов
детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.
В развитие указанных
положений, ст. 19
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи.
Из материалов дела
следует, что Б*** Д.В., *** года рождения,
является ребенком-инвалидом, наблюдается в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России с диагнозом: «***» Заболевание
является *** с высоким риском развития тяжелых, жизнеугрожающих ***
требует проведения регулярной и пожизненной заместительной терапии препаратами ***
для внутреннего введения. Б*** Д.В.
имеет право на льготное лекарственное обеспечение по федеральной и
региональной льготе.
02.10.2018 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФЙМБА
России Б*** Д.В. был выписан рецепт серии
*** №*** на получение лекарственного препарата «***» (***). Однако указанный рецепт аптечным учреждением
обслужен не был.
В соответствии с п. 3,
5,
14 ч. 1 ст.
16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение
и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную
программу обязательного медицинского страхования; организация оказания
населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи,
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи,
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и
паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных
исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской
помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения
указанных лиц лекарственными препаратами.
Государственная политика
в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется
Федеральным законом
от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи
инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи (статья 13
Закона).
Согласно ч. 1 ст. 37
указанного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается на
основе стандартов медицинской помощи.
В силу п. 9 ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
имеют дети-инвалиды.
В соответствии с ч.1
ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа
категорий, указанных в статье 6.1
настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные
услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень лекарственных препаратов для медицинского
применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения,
назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень
медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением
Правительства РФ №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
Этим же постановлением
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено:
осуществлять меры по
контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При
отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в
обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать
оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в
установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой;
привлекать дополнительные
источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых
и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности
и улучшения лекарственного обеспечения населения.
В утвержденный Перечень
включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, дети первых трех лет
жизни с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств (Приложение №1).
Обязанность по
организации обеспечения ребенка бесплатно на период лечения данным лекарством
лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, в настоящее время в соответствии со структурными
изменениями – Министерстве здравоохранения Ульяновской области, в силу
следующего.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным
постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П,
Министерство является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области
государственной политики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с п.2.2.1 Положения
Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и
следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами
и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для
лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый
Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль
качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в
соответствии с Федеральным законом
от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»; Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции
главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской
области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на
него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета
Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном
порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов,
предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит
соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета
Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства;
Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета
Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и
приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество,
взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения. В
соответствии с п.2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции
государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
Установив, что
Б*** Д.В. лечащим врачом по медицинским показаниям выписан рецепт от
02.10.2018 на бесплатное обеспечение
его таким лекарственным препаратом «***» (***), однако данным
лекарственным препаратом он обеспечен не был, суд правильно возложил на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (в
настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской области) обязанность обеспечить несовершеннолетнего Б*** Д.В. лекарственным препаратом «***» (***)
по выписанному рецепту врача от 02.10.2018.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что
необеспечние Б*** Д.В. лекарственным
препаратом «***» (***) возникло по вине АО «УльяновскФармация»
несостоятельны.
Так, фактическое обеспечение
истца необходимым ему
лекарственным препаратом в данном
случае зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов
данным препаратом (наличие его в специализированной аптечной сети), что входит
в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения Ульяновской
области).
При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по заключенному
им контракту обеспечение льготной категории граждан медицинским препаратом «***»
(***) было полным и его невыдача Б*** Д.В. по предъявленному
рецепту произошла по вине АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку
необходимость обеспечения истца
указанным лекарственным препаратом носит
постоянный характер, соответственно
обеспечение им, в том числе и по
рецепту от 02.10.2018 в текущем году
не приведет к тому, что Б*** Д.В. будет им обеспечен свыше
необходимого. Тем более, в судебном заседании законный представитель Б*** Д.В. - Быкова Н.А. пояснила, что до
настоящего времени ее сын ни разу указанным препаратом не обеспечивался. В том
числе и по рецепту от 02.10.2018, несмотря на то, что решение суда было
обращено к немедленному исполнению.
Исходя из этого, доводы
апелляционной жалобы в части того, что
обеспечение истца лекарственным
препаратом «***» (***) по судебному решению не соответствует
рекомендациям врача, являются несостоятельными.
В остальной части доводы
апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по
существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у
судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение о частичном
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 декабря 2018 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: