Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 20.02.2019, опубликован на сайте 25.02.2019 под номером 79078, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-33/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

20 февраля 2019 года                                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Губайдуллина Фарита Рифкатовича о признании недействующими пунктов 4976, 5146 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ).

Указанным приказом определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень), являющийся приложением к приказу.

Приказ опубликован в печатном издании 30 ноября 2017 года, его текст также размещен на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Пунктами 4976, 5146 перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами ***, ***, принадлежащие на праве собственности Губайдуллину Ф.Р.

Губайдуллин Ф.Р. обратился  Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 4976, 5146 перечня, указав, что здания, включенные в перечень, не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Губайдуллин Ф.Р. и его представитель Самошкина Н.В. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

В судебное заседание представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В представленных письменных возражениях заявленные требования считал не подлежащими удовлетворению, пояснив, что приказ издан в рамках компетенции Агентства, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке и расположенных на нем объектах. Просил в удовлетворении требований отказать.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от    6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года   № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемого акта.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости был включен в перечень уполномоченным органом – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен налог на имущество организаций. Законом определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.

На территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров (статья 1.1 названного Закона).

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По смыслу пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков.

Подпунктом 1  пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них.

В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Для включения объекта недвижимости в перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Губайдуллин Ф.Р. является собственником объектов недвижимого имущества – нежилого здания площадью 7076,3 кв.м с кадастровым номером ***, нежилого здания площадью 750 кв.м с кадастровым номером ***, оба объекта расположены по адресу: ***. На момент принятия административным ответчиком оспариваемого перечня объекты недвижимости были поименованы как торгово-офисные комплексы.

Объекты недвижимого имущества, принадлежащие административному истцу, расположены на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 3114 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование на момент принятия оспариваемого акта: для здания торгово-офисного комплекса и здания диспетчерской.

С момента приобретения земельного участка в собственность и установления вида разрешенного использования - для здания торгово-офисного комплекса и здания диспетчерской (2011 год) и до принятия приказа № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года какие-либо изменения относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, а также в техническую документацию на объекты недвижимого имущества не вносились.

Из материалов дела следует, что здания включены в перечень по их наименованию и по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.

Поскольку нежилые здания находились на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривал размещение на нем объектов торговли, включение этих зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость, определенный приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, по виду разрешенного использования земельного участка не противоречит статье 378.2 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, и в силу которой здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торгового объекта, такое здание признается торговым центром (комплексом) для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 4).

Вид разрешенного использования земельного участка – для размещения торгово-офисного комплекса не противоречит Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540, которым утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В данном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешенного использования земельного участка «магазины», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.

Доводы административного истца о том, что согласно технической документации на объекты недвижимого имущества здания не предназначены для ведения торгово-офисной деятельности, подлежат отклонению, поскольку вид  разрешенного использования земельного участка является самостоятельным основанием для включения зданий в перечень.

Для включения объектов в перечень на 2018 год достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом совокупность предусмотренных данной статьей условий не требуется.

При этом не имеет значения, что согласно виду разрешенного использования земельного участка он предназначен для размещения на нем как торгово-офисного комплекса, так и диспетчерской, поскольку один из видов разрешенного использования предусматривает размещение офисных зданий или торговых объектов, что является достаточным основанием для включения зданий в перечень (подпункт 1 пункта 3, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).

То обстоятельство, что в 2018 году изменен вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Димитровграда (пищевая промышленность, строительная промышленность), а также назначение нежилых зданий с составлением новой технической документации, юридически значимым для рассматриваемого дела не является, поскольку изменения произведены после издания оспариваемого нормативного правового акта.

Доводы административного истца о фактическом использовании зданий правового значения для настоящего административного дела не имеют, поскольку не служили и не служат основанием для включения нежилых зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

В данном случае объекты недвижимости включены в перечень по виду разрешенного использования земельного участка, предусматривающего осуществление на нем торгово-офисной деятельности.

Доводы административного истца о том, что вид разрешенного использования земельного участка (для здания торгово-офисного комплекса и диспетчерской) был определен неправильно, не может являться основанием для признания недействующим нормативного правового акта при решении судом вопроса о соответствии его требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля.

При таких обстоятельствах суд находит, что включение нежилых зданий с кадастровыми номерами ***, *** в перечень на 2018 год в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовал перечень в оспариваемой части, не имеется.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления Губайдуллина Фарита Рифкатовича о признании недействующими пунктов 4976, 5146 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области                  № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина