Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 15.02.2019, опубликован на сайте 06.03.2019 под номером 78999, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-15/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 февраля 2019 года                                                                       город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АС-Маркет» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

общество с ограниченной ответственностью «АС-Маркет» (далее ООО «АС-Маркет») обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1095,2 кв.м, и здания магазина с кадастровым номером ***, площадью 264,62 кв.м, расположенных по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требование мотивировано тем, что указанный земельный участок принадлежит обществу на праве аренды, а здание магазина – на праве собственности.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года установлена в размере 3 542 354 руб. 29 коп.

Кадастровая стоимость здания по состоянию на 17 ноября 2011 года установлена в размере 5 023 144 руб. 19 коп.

Согласно отчету оценщика ООО «ЦенСо» от 20 ноября 2018 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляла 2 029 274 руб. 18 коп.

Согласно отчету оценщика ООО «ЦенСо» от 14 ноября 2018 года рыночная стоимость здания магазина по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла 3 121 176 руб. 86 коп.

ООО «АС-Маркет» 26 ноября 2018 года обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и здания на основании установления их рыночной стоимости.

Уведомлением Комиссии от 27 ноября 2018 года заявление                   ООО «АС-Маркет» было отклонено.

Поскольку размеры налога на имущество и арендной платы за земельный участок поставлены в зависимость от кадастровой стоимости объектов недвижимости, то результаты определения их кадастровой стоимости затрагивают интересы ООО «АС-Маркет».    

Судом к участию в деле привлечены в качестве ответчика Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц: Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрация г. Ульяновска, Министерство финансов Ульяновской области.

Представитель административного истца Храмова Н.Ф. в судебном заседании уточненные административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимости  поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном иске. Установленную заключением автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером *** и здания с кадастровым номером *** равной их рыночной стоимости соответственно в размере 1 997 645 руб. и 3 228 359 руб., не оспаривает.   

Представитель Правительства Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве указывает, что Управление не является надлежащим ответчиком, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к нему просила отказать. 

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В  отзыве на административное исковое заявление указал, что к учреждению в удовлетворении административного иска надлежит отказать, поскольку прав и законных интересов административного истца учреждение не нарушало.

Представители Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, администрации г. Ульяновска, Министерства финансов Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что ООО «АС-Маркет» принадлежит на основании договора аренды от 7 сентября 2004 года земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1095,2 кв.м, и на праве собственности с 24 сентября 1999 года здание с кадастровым номером ***, площадью 264,62 кв.м, расположенные по адресу: ***.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 1 апреля 2004 года.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года       № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» также является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении указанного объекта недвижимости – здания уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** на основании Постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» от 18 января 2012 года     № 21-П определена  в  размере 3 542 354 руб. 29 коп. (дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2011 года).

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** на основании Постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области» от 12 октября 2012 года  № 481-П определена в размере 3 542 354 руб. 29 коп. (дата определения кадастровой стоимости – 17 ноября 2011 года).

Согласно отчету оценщика ООО «ЦенСо» от 20 ноября 2018 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляла 2 029 274 руб. 18 коп.

Согласно отчету оценщика ООО «ЦенСо» от 14 ноября 2018 года рыночная стоимость здания магазина по состоянию на 17 ноября 2011 года составляла 3 121 176 руб. 86 коп.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** и здания с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 1 марта 2012 года и 1 ноября 2012 года, следовательно, пятилетний срок, предусмотренный для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости истек соответственно 1 марта 2017 года и 1 ноября 2017 года.

ООО «АС-Маркет» 26 ноября 2018 года обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и здания по основанию установления их рыночной стоимости.

Уведомлением Комиссии от 27 ноября 2018 года заявления ООО «АС-Маркет» были отклонены в связи с тем, что истек отведенный Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» пятилетний срок, предусмотренный для оспаривания результатов государственной кадастровой оценки.   

Учитывая разницу рыночной стоимости земельного участка и здания с их кадастровой стоимостью, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 096/030-2018 от 28 декабря 2018 года названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1095,2 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011 года определена в размере 1 997 645 руб.  Рыночная стоимость здания с кадастровым номером ***, площадью 264,62 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 года определена в размере 3 228 359 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об иных, нежели указанной в заключении автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» величинах рыночной стоимости земельного участка и здания, не представлено. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Административным истцом оплачены расходы за проведение судебной экспертизы в размере 10 000 руб.

При решении вопроса о возмещении экспертному учреждению расходов за проведение судебной экспертизы в размере 43 600 руб. суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Исходя из изложенного и с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», учитывая разницу между кадастровой стоимостью здания и земельного участка и определенными заключением судебной экспертизы их рыночными стоимостями, а также с учетом того, что заявителем реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, расходы по проведению судебной экспертизы в размере 43 600 руб. подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения с административного истца.

 

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АС-Маркет» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1095,2 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере  1 997 645 руб.  

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ***, площадью 264,62 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере  3 228 359 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 26 ноября 2018 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** и здания с кадастровым номером ***.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АС-Маркет» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 43 600 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                   Н.В.Зуева