Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 14.02.2019 под номером 78888, 2-я гражданская, о признании семьи малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лапшова С.А.                                                                             Дело № 33-711/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               5 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Османовой  Малики  Абдумажитовны, действующей в своих интересах  и интересах несовершеннолетних детей Б***  Б*** Р***,  Б***  Х*** Р***, Б*** Р*** Р***, Б*** С*** Р*** - Сергиенко Аллы Николаевны на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 22 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых  требований  Османовой  Малики  Абдумажитовны, действующей в своих интересах  и интересах несовершеннолетних детей Б***  Б*** Р***, Б*** Х***  Р***, Б*** Р*** Рамильевны,  Б*** С*** Р***, к муниципальному учреждению  администрации муниципального образования  «Вешкаймский район» о возложении  обязанности восстановить  семью на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма,отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Османовой  М.А. – Сергиено А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Османова М.А., действующая в своих интересах и в интересах  несовершеннолетних детей Б*** Б.Р., Б*** Х.Р., Б*** Р.Р., Б*** С.Р., обратилась в суд с иском о признании её семьи малоимущей и нуждающейся  в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности  восстановить  семью на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование иска указала, что постановлением муниципального учреждения аминистрации муниципального образования «Вешкаймский район» № *** от 17 января 2018 года  утверждено решение жилищно-бытовой комиссии от 28 декабря 2017 года о признании семьи в составе ее  и троих несовершеннолетних детей нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. *** года она  вступила в брак с Бахитовым Р.Р., который установил отцовство  в отношении её детей. *** года у них родилась дочь Б*** С.Р. Постановлением Администрации муниципального образования «Вешкаймский район»  от 19 июля 2018 года семью сняли с учета  в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с улучшением  жилищных условий и обеспеченностью семьи на  одного члена семьи свыше учетной нормы. Решение жилищной комиссии от 19 июля 2018 года является незаконным, так как  не соответствует действительности, жилищные условия семьи не изменились.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Османовой  М.А. - Сергиенко А.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении решения судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального права. Полагает, что жилая площадь, принадлежащая матери супруга истца -  Бахитовой М.Д., не может учитываться при расчёте обеспеченности семьи жилой площадью. Просит учесть, что в соответствии с нормами жилищного законодательства и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, членами семьи собственника признаются фактически проживающие с ним в принадлежащем ему жилом помещении родственники. Однако мать супруга истца - Бахитова М.Д. и брат супруга истца - Бахитов М.Р. не являются членами семьи истца, так как совместно с семьей истца не проживают. Сам факт регистрации родственников в жилом помещении собственника еще не свидетельствует о признании этих лиц членами семьи собственника.  По мнению автора жалобы, суд необоснованно не принял во внимание справку администрации муниципального образования «Вешкаймский район» от 30 июля 2018 года о составе семьи истца из шести человек, включая истца, ее супруга и четверых малолетних детей. Считает, что суд неправомерно отверг представленный истцом договор найма жилого помещения, заключенный между истцом и Бахитовой М.Д. в период рассмотрения дела, поскольку действительность условий данного договора подтвердили в суде Бахитов Р.Р. и Бахитова М.Д. Настаивает на отсутствии в деле доказательств, подтверждающих фактическое совместное проживание семьи истца с Бахитовой М.Д. и Бахитовым М.Р.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Османова  М.А., ее супруг  Бахитов  Р.Р., их дети, а также брат супруга истца зарегистрированы в  квартире общей площадью 39,73 кв.м по адресу: У*** о***, р.п.В***, ул. Т***, д. ***, кв.***, принадлежащей  на праве собственности  матери  супруга истца - Бахитовой  М.Д.

До 1 августа 2018 года   в указанной квартире  была зарегистрирована также сама собственник квартиры – мать супруга истца Бахитова М.Д.

При этом Османова М.А. зарегистрирована в квартире по указанному выше адресу с  1 июля 2013 года.

*** года Османова М.А. вступила в брак с Бахитовым Р.Р., который также в *** года установил отцовство в отношении троих малолетних детей – Б*** Б.Р., *** года рождения, Б*** Х.Р., *** года рождения, Б*** Р.Р., *** года рождения.

*** у супругов родился четвертый ребенок – дочь Б*** С.Р.

Мать супруга истца – Бахитова М.Д. также является собственником квартиры общей площадью 46,40 кв.м по адресу: У*** о***, р.п. В***, ул.Т***, д. ***, кв. ***.

Истцу Османовой М.А. на праве собственности принадлежит ½ доля жилого дома общей площадью 53,2 кв.м и земельного участка общей площадью 603 кв.м по адресу: У*** о***, р.п. К***, ул. М***, д. ***.

Постановлением главы  администрации муниципального образования «Вешкаймский район» № *** от 17 января 2018 года утверждено решение жилищно-бытовой комиссии  при указанной администрации от 28 декабря 2017 года, которым семья  Османовой  М.А., состоящая из четырех  человек (истец и трое малолетних детей), признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В связи с вступлением в брак и рождением четвертого ребенка Османова М.А. 19 июня 2018 года обратилась в администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» с заявлением о внесении изменений в учетное дело.

Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального образования «Вешкаймский район» от 19 июля 2018 года, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования «Вешкаймский район» от 19 июля 2018 года № ***, семья Османовой  М.А. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с  обеспеченностью истца и членов ее семьи жилым помещением более учетной нормы, установленной в муниципальном образовании «Вешкаймский район». 

Полагая данное решение комиссии ответчика незаконным, Османова М.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением администрации муниципального образования «Вешкаймское городское поселение» № 81 от 21 апреля 2009 года установлена учетная норма площади жилого помещения в  размере 12 кв.м общей площади.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51).

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Так, в соответствии с указанной нормой закона жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев (ч. 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч. 3).

Пунктом 2 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что  граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств пришел к верному выводу о том, что обеспеченность семьи истца жилой площадью составляет более учетной нормы на одного члена семьи.

При определении размера общей площади жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности как самой Османовой М.А. (26,6 кв.м(53,2 кв.м/2)), так и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности матери супруга истца – Бахитовой М.Д. (46,4 кв. м+ 39,7 кв. м), верно указав, что она относится к членам семьи истца.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В п. 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации  от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Следуя приведенным выше положениям жилищного законодательства и разъяснений, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что мать супруга истца – Бахитова М.Д. является членом семьи истца, поскольку она не только  до 1 августа 2018 года была зарегистрирована с семьей истца по одному адресу, но и проживала совместно с семьей сына некоторое время, о чем сама Бахитова М.Д.  поясняла в судебном заседании.

При обращении в администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» с заявлением о постановке  на учет в качестве  нуждающихся  в жилом помещении по договору социального найма Османова М.А. указала своим местом жительства квартиру, в которой она зарегистрирована.

При разрешении спора, суд правильно исходил из того, что сама Османова М.А. была вселена в квартиру собственника Бахитовой М.Д. – матери супруга истца в качестве члена ее семьи, поскольку проживала с Бахитовым Р.Р. без регистрации брака, последний считал истца своей супругой.

Судом дана верная оценка показаниям допрошенных по делу свидетелей, а также представленному в суд и заключенному в ходе судебного разбирательства договору от 13 ноября 2018 года найма жилого помещения по адресу: Ульяновская область, р.п. В***, ул. Т***, д. ***, кв. ***.

Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Справка ответчика о составе семьи истца, на которую содержится ссылка в апелляционной жалобе, не опровергает выводы суда, не является основанием для иного расчета обеспеченности семьи жильем, а равно для отмены судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь  статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Османовой  Малики Абдумажитовны, действующей в своих интересах  и интересах несовершеннолетних детей Б***  Б*** Р***,  Б***  Х***   Р***,  Б*** Р*** Р***,  Б*** С*** Р*** - Сергиенко Аллы Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи