Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 29.01.2019, опубликован на сайте 14.02.2019 под номером 78810, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и досрочном назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьева Н.В.                                                                     Дело № 33-385/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               29 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Аряева Сергея Юрьевича на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Аряеву Сергею Юрьевичу к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) о включении периода его работы  с 02.11.1998 года по 25.02.2004 года в качестве кузнеца МТМ ручной ковки *** в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  отказать.      

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Аряев С.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Требования мотивированы тем, что в октябре 2017 года он обратился в УПФ РФ в Кузоватовском районе по поводу досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан  от 30.10.2017 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального страхового стажа, в который не были включены периоды его работы с 26.02.1984 года по 16.03.1993 года  (9 лет 0 месяцев 21 день) в должности слесаря топливной аппаратуры ***; с 17.03.1993 года по 01.11.1998 года (5 лет 7 месяцев 15 дней) в должности слесаря топливной аппаратуры ***; с 02.11.1998 года по 25.02.2014 года (5 лет 2 месяца 24 дня) в должности кузнеца ручной ковки в *** Отказ мотивирован тем, что данными персонифицированного учета работодателем не подтвержден код его льготной работы, а также, что должность «слесаря топливной аппаратуры» не предусмотрена Списком № 2. С решением УПФ от 30.10.2017 года в части не включения в специальный стаж периода его работы с 02.11.1998 года по 25.02.2004 года в должности кузнеца ручной ковки в ***» он не согласен, считает его незаконным.

Просил суд в этой части его отменить и обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период работы с 02.11.1998 года по 25.02.2004 года ( 5 лет 2 месяца 24 дня) в должности кузнеца ручной ковки в ***.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Аряев С.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить, удовлетворить требования в полном объёме.

В обоснование жалобы указывает, что судом дана неверная оценка имеющимся в деле доказательствам. Поскольку записью в трудовой книжке подтверждается, что 2 ноября 1998 года он был переведен кузнецом МТМ ручной ковки в ***». Указывает, что период работы кузнецом ручной ковки подтверждается также архивной справкой №1517 от 06.10.2017. Ссылается на разъяснения Госкомтруда СССР от 09.01.1958, согласно которому кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, а также МТС и совхозах имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку № 1, если они постоянно заняты на кузнечных работах. Кроме того, указывает, что факт работы  в качестве кузнеца ручной ковки подтверждается и свидетельскими показаниями.

Так же в обоснование своей позиции ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ, в соответствии с которой сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии иных доказательств, подтверждающих периоды работы, записей в трудовой книжке, не может служить основанием для умаления пенсионных прав  гражданина и исключения из страхового стажа периода работы.  Полагает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание представленные доказательства.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и  возражениях относительно жалобы, представления.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 ФЗ № 400-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Частью 2 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О Списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», и о правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (Список 1991 года).

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (Список 1956 года), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

В Списке № 1 1956 года предусмотрено, что правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются кузнецы и молотобойцы на ручной ковке, кузнецы на свободной ковке металла на молотах и прессах и их подручные (раздел XI «Металлообработка» подраздел 2 «Кузнечно-прессовое производство»).

Подразделом 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI «Металлообработка» Списка № 1 1991 года предусмотрены «кузнецы ручной ковки» (позиция 1110200а-13227).

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) для рабочих, занятых кузнечными работами по обработке (ковке и штамповке) металла в горячем состоянии, предусматривает четыре профессии: кузнец на молотах и прессах, кузнец ручной ковки, кузнец-штамповщик, кузнец-штамповщик на ротационных машинных, - все эти профессии включены в Список № 1 (раздел XI, подраздел 2), в соответствии с которым назначается досрочная трудовая пенсия по старости.

Согласно разъяснениям Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы от 09 января 1957 года № 1, Списки № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, должны применяться вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений, где работали или работают обратившиеся за пенсией рабочие и служащие, профессии или должности которых поименованы в этих Списках по соответствующим производствам и цехам; при применении подразделов 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI Списка № 1 и раздела XV Списка № 2 под кузнечно-прессовым производством следует понимать не только производства, в которых кузнечные и прессовые работы объединены, но и те, в которых такие работы производятся раздельно - только кузнечное или только горячепрессовое производство; к кузнечным производствам следует относить также кузнечно-штамповые, кузнечно-котельные и другие кузнечные производства; кузнецы и молотобойцы, занятые в любом производстве, а также в МТС и совхозах, имеют право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку № 1, если они постоянно заняты на кузнечных работах.

Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях от 08.01.1992 № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 3/235.

Поскольку указанные разъяснения были даны в январе 1992 года, они не могут быть распространены на периоды до указанной даты.

Таким образом, при определении права на льготную пенсию, подлежал установлению факт работы истца в качестве кузнеца на ручной ковке, а начиная с января 1992 года, подлежал установлению и факт постоянной занятости истца на указанных работах в течение полного рабочего дня.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 18 октября 2017 года Аряев С.Ю., *** г*** р***, обратился в ГУ – УПФ РФ в Кузоватовском районе Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с занятостью на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.

Решением ГУ-УПФ РФ в Кузоватовском районе Ульяновской области от 30.10.2017 Аряеву С.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием специального страхового стажа (л.д.25).

Пенсионный орган не включил в специальный стаж работы истца с вредными условиями труда период с 02.11.1998 по 25.02.2004 (5 лет 2 месяца 24 дня) в должности кузнеца ручной ковки в ***», поскольку работодатель характер льготной работы не подтвердил; в стаж работы с тяжелыми условиями труда период с 26.02.1984 по 16.03.1993 (9 лет  21 день) в должности слесаря топливной аппаратуры *** с 17.03.1993 по 01.11.1998 (5 лет 7 месяцев 15 дней) в должности слесаря топливной аппаратуры *** в связи с тем, что Списком №2 должность слесарь топливной аппаратуры не предусмотрена.

По сведениям пенсионного органа по состоянию на 18 октября 2017 года общий страховой стаж Аряева С.Ю. составляет – 25 лет 4 месяца 29 дней, стаж работы с вредными условиями труда отсутствует, стаж работы с тяжелыми условиями труда отсутствует.

Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском о включении включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периода работы с 02.11.1998 года по 25.02.2004 года в должности кузнеца ручной ковки в ***

Разрешая спор и отказывая Аряеву С.Ю. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие занятость истца в спорный период на работе с вредными условиями труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными  условиями труда, учитывая, что  из материалов наблюдательного дела по *** следует, что с 1999 года по 2004 год в СПК применялся не полный рабочий день.

Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного учета), сведения об особых условиях труда в спорный период времени в лицевом счете застрахованного лица не отражены, из чего следует, что работодатель не признает работу истца, как льготную.

Сведения работодателем в отношении стажа истца после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (25.02.2000) предоставлялись общими условиями.

Представленные пенсионному органу и суду архивные справки муниципального архива администрации муниципального образования «Кузоватовский район» подтверждают факт принятия и увольнения истца с работы, однако не свидетельствуют об осуществлении им в спорный период работы с вредными условиями труда, поскольку не содержат сведения о виде выполнявшейся работы, и сведений о работе с такими условиями в течение полного рабочего дня.

В силу ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не может быть подтвержден.

Согласно справки о режиме работы рабочих ремонтной мастерской из наблюдательного дела по ***» для кузнеца ручной ковки в зимний период с 1999 года по 2004 год применялся не полный рабочий день

Карты аттестации рабочего места по условиям труда в *** в спорный период в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения  периода работы с 02.11.1998 по 25.02.2004 в должности кузнеца МТМ ручной ковки *** в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы представленная истцом архивная справка №1517 от 06.10.2017, содержащая сведения о переводе его кузнецом ручной ковки в МТМ с 02.11.1998 и увольнении с должности кузнеца с 25.02.2004 (л.д.19), не является доказательством постоянной занятости работника. Льготных справок, подтверждающих характер работы и постоянную его занятость на условиях полного рабочего дня в должности кузнеца ручной ковки, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, истцом не представлено.

 

Доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции в рамках рассмотрения дела обстоятельства, истцом вопреки норме ч.1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.

 

По приведенному основанию отклоняется довод апелляционной жалобы о наличии документальных доказательств, свидетельствующих о характере выполняемых истцом работ, а также занятости его на условиях полного рабочего дня в спорный период.

 

Доводы апелляционной жалобы сводятся к основаниям заявленного иска, которые не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда.

 

Правовых оснований, которые могли бы в силу закона повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аряева Сергея Юрьевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: