Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости педагог
Документ от 05.02.2019, опубликован на сайте 08.02.2019 под номером 78790, 2-я гражданская, о включении периода работы в специальный стаж, дающего право на досрочное назначение пенсии, об отмене решения ГУ УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) и о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости со дня обращения за ней, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                        Дело № 33-674/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   05 февраля 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 ноября 2018 года по которому постановлено:

 

Исковые требования Князькиной Ольги Валентиновны удовлетворить.

Признать незаконным решение от 08.10.2018 № ***, вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)  в части  отказа  в назначении досрочной страховой пенсии по старости Князькиной Ольге Валентиновне.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) включить Князькиной Ольге Валентиновне в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период её работы с 10.11.2003 по 13.08.2004 воспитателем детского сада Выползовской сельской администрации. 

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) назначить  Князькиной Ольге Валентиновне страховую пенсию по старости, ранее достижения установленного возраста, в соответствие с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с  25.06.2018.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Князькиной О.В. и ее представителя Филюшкиной С.А., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Князькина О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) об оспаривании  решения об отказе в назначении  досрочной  страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что 25.06.2018 Князькина О.В. обратилась в Государственное учреждение  - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с п.п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением педагогической деятельности.  

Однако решением  ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) от 08.10.2018  истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не был включен период её работы по совместительству в период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 10.11.2003 по 13.08.2004 на ставку заработной платы в МБДОУ детский сад с. Выползово в должности воспитателя, по причине отсутствия специального кода и дополнительных сведений при отчислении работодателем за неё страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Факт того, что страхователь представил некорректные сведения в Пенсионный фонд, не может служить основанием для лишения истицы  права на включение в специальный трудовой стаж спорного периода работы, так как её вины в предоставлении некорректных сведений не имеется. Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, то есть по состоянию на 25.06.2018, с учетом оспариваемого периода  педагогический стаж Князькиной О.В.  составил 25 лет, соответственно, у неё возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей.

На основании изложенного Князькина О.В.  просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  период работы в МБДОУ детский сад с. Выползово в должности воспитателя с 10.11.2003 по 13.08.2004, решение  ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе  Ульяновской области (межрайонное)  № *** от 08.10.2018 об отказе в установлении пенсии   отменить и обязать назначить страховую пенсию по старости со дня обращения с 25.06.2018.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объёме.  В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое решение суда было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечает, что все периоды работы Князькиной О.В. после 22.10.1999 (даты регистрации в качестве застрахованного лица), могут быть включены в страховой стаж, в том числе в специальный стаж, только по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. В обоснование своих доводов  ответчик ссылается на разъяснения, изложенные в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым при  рассмотрении  требований, связанных с порядком подтверждения страхового стажа, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» и после таковой. Так,  периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставляемых работодателем. Пунктом 43 Правил подсчета страхового стажа для установления страховых пенсий, предусмотрено, что периоды работы и (или) иной  деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В возражениях на апелляционную жалобу Князькина О.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика  ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области, представителя третьего лица  МБДОУ детский сад с. Выползово, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015 года.

Из материалов дела следует, что  25.06.2018 Князькина О.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 п.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях»  от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) от 08.10.2018  № 774 Князькиной О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.  При этом пенсионным органом не засчитан в специальный стаж истицы период ее  работы  в качестве воспитателя детского сада с. Выползово с 10.11.2003 по 15.08.2004 поскольку льготный характер работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом, специальный стаж истицы на дату обращения 25.06.2018   ответчиком был определен в 24 года 03 месяца.  

Не соглашаясь с данным решением пенсионного органа, Князькина О.В. оспорила его в судебном порядке.

Давая правовую оценку  исковым требованиям, суд исходил из следующего.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1  статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014  № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781).

В ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости закон связывает с характером работы, выполняемой лицом, претендующим на такую пенсию, при этом условием реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости является педагогическая деятельность работников в учреждениях для детей. 

В соответствие с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в  структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), в том числе детский сад.

Как следует из представленных документов, детский сад с. Выползово в период до 3.12.2004 (дата регистрации юридического лица) являлся структурным подразделением Выползовской сельской администрации. При этом, заведующая детским садом была наделена правом приема-увольнения работников, что не противоречит законодательству.

В соответствие с Постановлением Минтруда РФ от 11.11.1992 N 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» воспитатель планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей), их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации и выполняет другие подобные обязанности.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда установлена  продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Согласно выписке из приказа №2 от 10.11.2003 по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Выползово Князькина О.В. принята на работу воспитателем детского сада с 10.11.2003 на 1,15 ставки по совместительству.  В соответствие с выпиской из приказа № 20 от 13.08.2004 воспитатель Князькина О.В. уволена по собственному желанию с 13.08.2004.  

Из расчетно-платежных ведомостей за 2003-2004 годы  по Выползовской сельской администрации, составленных бухгалтерией при Выползовской сельской администрации, в оспариваемый  период Князькиной О.В. начислялась и выплачивалась заработная плата как воспитателю детского сада за 1,15 ставки.

В соответствие с выпиской из лицевого счета застрахованного лица на Князькину О.В.  Выползовской сельской администрацией в период с 10.11.2004 по 13.08.2004  уплачивались за указанного работника страховые взносы.

Допрошенные в судебном заседании свидетели С*** Т.В., С*** Ю.В., К*** Ж.В., работавшие  в оспариваемый период  в том же детском саду, что и истица, пояснили, что  Князькина О.В.  работала воспитателем в детском саду на полную ставку (с 08.00 час. до 17.00 час. полную рабочую неделю), в  её обязанности входило  осуществление деятельности по воспитанию детей в возрасте от 2,5 лет до 7 лет, создание условий для их обучения и формирования личностных качеств. Также  Князькина О.В. обеспечивала  охрану здоровья детей и выполняла правила по технике  безопасности  в детском саду, готовила планы обучения и осуществляла другие обязанности воспитателя.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в период с 10.11.2003 по 13.08.2004 Князькина О.В. постоянно осуществляла педагогическую деятельность, то есть выполняла работу связанную непосредственно с воспитанием детей, осуществлением образовательного процесса в течение полного рабочего дня, имела нагрузку воспитателя (36 часов в неделю) и выполняла функциональные обязанности воспитателя, должность которого предусмотрена вышеуказанными Списками, обязав ответчика зачесть в специальный стаж указанный период.

Согласно ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Решением пенсионного органа  в специальный стаж истицы было зачтено 24 года 3 месяца, судебным решением в специальный стаж истицы зачтено 9 мес. 4 дня   (с 10.11.2003 по 13.08.2004). Исходя из этого, специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, истицы составил на дату обращения 25 лет 4 дня.

Таким образом, суд обоснованно признал решение  ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) за № *** от 08.10.2018 в   части отказа в назначении Князькиной О.В. досрочной страховой пенсии по старости и обязал ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 25.06.2018.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда, поскольку оспариваемый период имел место после регистрации  Князькиной О.В. в качестве застрахованного лица в системе  пенсионного страхования, соответственно специальный  стаж  может быть подтвержден только данными индивидуального (персонифицированного) учета, а работодатель представлял в пенсионный орган сведения в отношении истицы без указания льгот, являются несостоятельными и не ставят под сомнение правильность принятого судом решения.

Как верно указал суд в решении, обязанность по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возложена на страхователя.

Законодательством не предусмотрено последствий в виде ограничения пенсионных прав граждан в зависимости от правомерности действий обязанных лиц (страхователей), страховщика и контролирующих органов - участников отношений, возникающих по поводу  как уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и достоверности представляемых сведений. При этом страховые взносы за истицу фактически были перечислены страховщику в полном обьеме.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Установив, что истица в спорный период работала в должности, предусмотренной Списками, в дошкольном образовательном учреждении, относящемся к сельской администрации с. Выползово, выполняла работу в течение полного рабочего дня, суд правильно обязал включить спорный период  в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Тот факт, что работодатель представил в пенсионный орган недостоверные сведения о характере выполняемой истицей  работы и в настоящее время утрачена возможность корректировки указанных сведений в связи с его ликвидацией, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Суд при разрешении спора и принятии решения дает оценку всем доказательствам, которые были представлены сторонами.   

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 ноября 2018 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: