Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление единовременной социальной выплаты многодетной семье
Документ от 29.01.2019, опубликован на сайте 08.02.2019 под номером 78671, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

О предоставлении единовременной денежной выплаты

Документ от 09.07.2019, опубликован на сайте 24.07.2019 под номером 82098, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

Постановление президиума

Документ от 23.05.2019, опубликован на сайте 31.05.2019 под номером 80788, Президиум гражданский, , АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с возвращением на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                                Дело №33-495/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      29 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Десятниковой Елены Викторовны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах Десятниковой Елены Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетних детей Б*** В*** М***, Б*** М*** Ю***, М*** Н*** А***, Д*** Е*** Ю***, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты, об обязании выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Десятниковой Е.В., третьего лица Десятникова Ю.В., поддержавших  доводы апелляционной жалобы, пояснение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Десятниковой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетних детей Б*** В*** М***, Б*** М*** Ю***, М*** Н*** А***, Д*** Е*** Ю***, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты, обязании выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка обращения Десятниковой Е.В. По результатам проверки установлено, что Десятникова Е.В., проживающая по адресу: У*** о***, г. Б***, ул. С*** Р***, д. ***, является матерью 4 несовершеннолетних детей: Б*** В*** М***, *** г*** р***, Б*** М*** Ю***, *** г*** р***, М*** Н*** А***, *** г*** р***, Д*** Е*** Ю***, *** г*** р***, и в настоящее время состоит в браке с Десятниковым Ю.В. Последний ребенок от настоящего супруга Десятникова Ю.В., первый и третий ребенок рождены в предыдущих браках, которые в настоящее время расторгнуты, второй ребенок рожден Десятниковой Е.В. вне брака.

14.11.2017 Департаментом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Барышскому району семье Десятниковой Е.В. и Десятникова Ю.В. выдано удостоверение многодетной семьи ***. Постановлением и.о. главы администрации МО «Барышский район» Ульяновской области от 28.12.2017 № *** утвержден протокол заседания жилищно-бытовой комиссии администрации МО «Барышский район» № *** от 26.12.2017 Десятникова Е.В. и члены ее семьи: супруг - Д*** Ю.В., сыновья - Б*** В.М., Б*** М.Ю. и М*** Н.А., дочь Д*** Е.Ю. поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

05.02.2018 Десятникова Е.В. обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого ребенка или последующих детей в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1 000 000 рублей, но ей было отказано. Прокурор полагает, что отказ в предоставлении меры социальной поддержки является незаконным.

Просил признать незаконным решение Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты, обязать выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Десятникова Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.  В обоснование жалобы указывает, что её семья соответствует требованиям законодательства, соответственно как многодетная, в которой родился четвертый ребенок, имеет право на получение данной льготы. Полагает, что факт отсутствия кровного родства её настоящего мужа с детьми, рожденными у неё ранее, до брака с Десятниковым Ю.В., не может являться основанием к отказу в предоставлении ей спорной выплаты.  

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального благополучия  Ульяновской области , извещенного о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 05.02.2018 Десятникова Е.В. обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашения ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого ребенка или последующих детей в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000 000 рублей.

По результатам рассмотрения указанного заявления в получении данного свидетельства 15.06.2018 истице было отказано в связи с тем, что в представленном в Министерство комплекте документов имелись документы, подтверждающие факт рождения Десятниковой Е.В. только двоих детей, отсутствием у заявительницы права на получение денежной выплаты, поскольку ее супруг является отцом только одного ребенка, а также в связи с представлением сведений о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до рождения четвертого ребенка (постановление и.о. главы администрации МО «Барышский район» Ульяновской области от 28.12.2017 №***).

Не согласившись с данным отказом, Десятникова Е.В. обратилась с заявлением в прокуратуру Барышского района Ульяновской области, по результатам проверки которого прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд дав верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и правильно применив закон, подлежащий применению, обоснованно отказал в их удовлетворении.

В силу ст. 1 Закона Ульяновской области от 29.12.2005 N 154-ЗО (ред. от 25.12.2017) «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» многодетными признаются семьи, имеющие на воспитании и содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей старше этого возраста, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования в очной форме, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что в такой семье один или оба родителя (опекуна, попечителя) проживают на территории Ульяновской области и являются гражданами Российской Федерации либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, имеющими вид на жительство или удостоверение беженца, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита , включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж» и «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются  федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закреплено право субъекта Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области  жилищных отношений отражены в статье 13  Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом названным органам предоставлено право на использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем  предоставления  в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 85  Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников  покрытия субъекта Российской Федерации.

Вводимые с целью улучшения демографической ситуации меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, к которым  относятся многодетные семьи, в которых родители состоят в зарегистрированном браке, оказание  мер социальной поддержки, отнесенных к ведению субъекта, являются дополнительными  мерами социальной поддержки, следовательно, определение основания, порядка, размера и условий реализации, установленных оспариваемым нормативным актом мер социальной поддержки, также относится к полномочиям  субъекта Российской федерации и зависит лишь  от финансовых возможностей бюджета последнего.

Федеральный законодатель, относя к полномочиям  органов государственной власти субъекта Российской федерации решение вопросов поддержки многодетных семей, не исключил возможность дифференциации круга лиц по категориям получающих меры социальной  поддержки.

В силу ст. 8.1 Закона № 180-ЗО многодетным семьям в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей предоставляется мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000000 рублей.

Указанная мера социальной поддержки предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее получением многодетная семья, в которой родился четвертый или последующий ребенок, соответствует совокупности следующих требований:

1) оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния;

2) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода;

3) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) ребенок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых (ч. 2 ст. 8.1).

Как следует из представленных доказательств Десятникова Е.В., проживающая по адресу: У*** о***, г. Б***, ул. С*** Р***, д. 37, является матерью 4-х несовершеннолетних детей: Б*** В*** М***, 2*** года рождения,  Б*** М*** Ю***, 2*** года рождения, М*** Н*** А***, 2*** года рождения, Д*** Е*** Ю***, *** года рождения.

В настоящее время Дестникова Е.В. состоит в браке с Десятниковым Ю.В.

Последний ребенок от настоящего супруга Десятникова Ю.В., первый и третий ребенок рождены в прошлых браках, которые в настоящее время расторгнуты, второй ребенок рожден Десятниковой Е.В. вне брака.

Учитывая то, что Десятников Ю.В. не является многодетным отцом, поскольку  у него имеется только один  ребенок, соответственно семья в целом не  относится к категории многодетных. 

Законом предусмотрено, что мера  социальной поддержки в форме  единовременной денежной выплаты на оплату  приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита в размере стоимости жилого помещения или размера долга по ипотечному  кредиту, но не более 1 000 000 руб., предоставляется многодетным семьям при рождении четвертого или последующих детей.

Таким образом, на  дату обращения за выплатой у Десятниковых имеется только один совместный ребенок, соответственно положения ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», устанавливающие льготу для многодетных семей при рождении у них четвертого или последующих детей, на них не распространяются.

Также  судебная коллегия полагает необходимым отметить то, что на дату обращения за оспариваемой выплатой каких либо ипотечных обязательств, а также договоров о приобретении жилья, на что предоставляется указанная мера социальной поддержки,   у Десятниковых не имелось.

Так, закон предусматривает возможность оплаты за приобретаемое жилье, либо погашение ипотечных обязательств за счет единовременной социальной выплаты, но не более 1 000 000 руб., т.е. размер данной выплаты определяется исходя из стоимости приобретаемого жилья, либо размера ипотечного обязательства, но не может превышать 1 000 000 руб.    Соответственно  заявление требований  о предоставлении выплаты в размере 1 000 000 руб. без подтверждения размера  имеющихся обязательств по оплате жилья либо погашения ипотеки, является некорректным.

При таких обстоятельствах отказ  суда  в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах Десятниковой Елены Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетних детей Б*** В*** М***, Б*** М*** Ю***, М*** Н*** А***, Д*** Е*** Ю***, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты, об обязании выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы  о том, что семья Десятниковых  является многодетной, у них в семье родился четвертый ребенок, соответственно  они имеют право на оспариваемую выплату не основаны на законе.

Как указывалось выше в силу  ст. 1 Закона Ульяновской области от 29.12.2005 N 154-ЗО (ред. от 25.12.2017) «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» многодетными признаются семьи, имеющие на воспитании и содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет.

В соответствии с нормами семейного законодательства на содержании обоих супругов находится только один ребенок - дочь Е***, 2*** года рождения. Обязанность же по содержанию трех детей  Десятниковой Е.В., рожденных от предыдущих браков, на ее супруга Десятникова Ю.В. законом не возложена. Фактически он многодетным отцом не  является.

Законодатель субъекта РФ – Ульяновской области, устанавливая  дополнительную меру социальной поддержки семей, имеющих детей, имел право дифференцировать круг лиц по категориям получающих данные меры социальной поддержки, что им и было в данном случае сделано в ст.8.1  Закона Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области». При этом расширительно толковать указанную норму закона, вопреки позиции автора апелляционной жалобы  у суда оснований не имелось.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В остальной части доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с принятым решением и фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции не содержат, а потому  являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Десятниковой Елены Викторовны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: