Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в иске о признании права собственности на земельный участок
Документ от 22.01.2019, опубликован на сайте 11.02.2019 под номером 78645, 2-я гражданская, о признании права собственности на земельный участок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Уланов А.В.                                             Дело № 33-325/2019 (№ 33-5976/2018)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        22 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Аладина П.К.,

судей Гурьяновой О.В. и Старотиной И.М.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Варламова Николая Владимировича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 09 октября 2018 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 27 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Варламова Николая Владимировича о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** площадью 10 643 кв.м, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области Тазеевой О.И., полагавшей решение суда законным и  обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Варламов Н.В. обратился в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование исковых требований указал, что постановлением главы администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области от 20.03.2009       № *** «О формировании земельного участка, находящегося в государственной собственности» сформирован земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под туристическую базу.

В последующем, между ним (истцом) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Старомайнский район» был заключен договор аренды от 21.07.2009 № *** данного земельного участка.

10.08.2009 им было получено разрешение на строительство № *** домика сторожа, расположенного на спорном земельном участке и 28.09.2009 было выдано свидетельство о государственной регистрации права на него.

На основании постановления Главы администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области от 21.10.2009 № *** «О предоставлении земельного участка в собственность за плату» между ним (истцом) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Старомайнский район» был заключен договор купли-продажи от 22.10.2009 *** спорного земельного участка, а 09.11.2009 ему было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серии *** на спорный земельный участок.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27.11.2017, вступившим в законную силу, указанные выше постановление главы администрации МО «Старомайнский район» от 20.01.2009 № 260 «О формировании земельного участка, находящегося в государственной собственности», договор купли-продажи спорного земельного участка от 22.10.2009, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок признаны недействительными, а его (истца) право собственности на данный земельный участок – отсутствующим.

Настоящий иск о признании права собственности на спорный земельный участок основан на положениях Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения принадлежности земельного участка к определенной категории земель», вступившего в силу 11.08.2017.

Указанный Федеральный закон № 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые были прекращены на основании судебного решения. Статьи 5, 10 названного закона предусматривают право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Поскольку его (истца) права на вышеуказанный земельный участок были прекращены на основании судебного решения, он полагает, что имеет право требовать в судебном порядке признания за ним (истцом) права собственности на спорный земельный участок.

Основанием для оспаривания права собственности по иску прокурора в Чердаклинском районном суде Ульяновской области по делу № 2-2332/17 был именно тот  факт, что спорный земельный участок является землями лесного фонда, однако он является учтенным по данным ЕГРН, а не Гослесреестра.

Истец просил признать за ним право собственности на земельный участок, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под туристическую базу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Варламов Н.В. просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы приводит доводы искового заявления. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, а также правовые позиции Конституционного суда РФ, считает, что его право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке. Суд не учел, что спорный земельный участок был изъят из государственного лесного фонда по воле собственника на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 17.07.1972 для создания базы. Изъятие земельного участка из земель лесного фонда уполномоченным органом влечет смену категории земельного участка. В соответствии со сведениями из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером *** относится к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – под туристическую базу. В 2012 году было проведено межевание лесов Старомайнского лесничества. Согласно межевому плану от 01.06.2012 земельный участок лесного фонда с кадастровым номером *** граничит с земельным участком с кадастровым номером ***. Доказательств обратного, в том числе, сведения ЕГРН об установленных границах лесного участка относительно спорного участка с кадастровым номером ***, сведения о наличии межевых знаков на спорном участке, образующие границы Старомайнского лесничества, стороной ответчика представлены не были, в связи с чем установить соответствие кадастровых и фактических границ Старомайнского лесничества невозможно. Вместе с тем, сведениями из ЕГРН подтверждается отнесение спорного земельного участка, предоставленного ему постановлением органа местного самоуправления, к землям особо охраняемых территорий и объектов. Следовательно, все действия по выделению ему спорного земельного участка были осуществлены в пределах полномочий, в силу чего нарушенное право подлежит восстановлению.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральное агентство по управлению государственным имуществом просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как следует из материалов дела, прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Российской  Федерации и  неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрация МО «Старомайнский район» Ульяновской области, Варламову Н.В. о признании незаконным межевания земельного участка, недействительными постановления администрации, договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права собственности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлен факт необоснованного исключения из границ государственного лесного фонда земельного участка с кадастровым номером ***. Проведёнными проверочными мероприятиями установлено, что указанный земельный участок, расположенный по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м, разрешенное использование - под туристическую базу, был продан Варламову Н.В. 22.10.2009 при отсутствии у администрации МО «Старомайнский район» такого права. В соответствии с материалами лесоустройства 2004-2005 годов, картой землепользований Старомайнского района 1982 года, схемой землеустройства Старомайнского района 1991 года данный земельный участок относится к государственному лесному фонду, в связи с чем данный участок не может быть отнесен к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27.11.2017, с учетом дополнительного решения от 09.02.2018, были удовлетворены исковые требования прокурора Старомайнского района, признано незаконным межевание земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м, категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – под туристическую базу; признано недействительным постановление Главы администрации МО «Старомайнский район» от 20.03.2009  № *** «О формировании земельного участка, находящегося в государственной собственности»; признан недействительным договор купли-продажи от 22.10.2009 № *** указанного земельного участка, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Старомайнский район» и Варламовым Н.В., признано недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности от 09.11.2009 серии *** № *** на земельный участок, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м, указано, что данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости сведений о правах и характеристиках земельного участка с кадастровым номером ***.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 11.09.2018 указанное решение суда оставлено без изменения, вступило в законную силу.

Судом первой инстанции при разрешении указанного дела были установлены следующие обстоятельства и применены следующие положения законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что в отношении  земель, находящихся в федеральной собственности, такой перевод осуществляется Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статьей 2 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю на территории Ульяновской области отнесение земель к категориям и перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в государственной собственности, за исключением земель или земельных участков, перевод которых в соответствии с Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относится к компетенции Правительства Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляется Правительством Ульяновской области.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации МО «Старомайнский район» от 20.03.2009 № 260 «О формировании земельного участка, находящегося в государственной собственности», Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Старомайнский район» был сформирован земельный участок из части земельного участка, находящегося в федеральной собственности до разграничения, расположенный по адресу: *** площадью 10 643 кв.м, в целях последующего использования под туристическую базу.

В последующем, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Старомайнский район» по итогам проведенного в июне 2009 года аукциона заключил с Варламовым Н.В., как с единственным участником аукциона, договор аренды от 21.07.2009 № *** земельного участка, расположенного по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м, для использования под туристическую базу.

На основании постановления администрации МО «Старомайнский район» от 21.10.2009 № *** Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Старомайнский район» заключил с Варламовым Н.В. договор купли-продажи от 22.10.2009 № *** указанного земельного участка.

Варламовым Н.В. получено свидетельство о государственной регистрации права собственности от 09.11.2009 серии *** № *** на земельный участок.

В «Книге отвода лесных участков» Старомайнского лесхоза отражены сведения об отводе лесного участка размером 0,39 га Ульяновскому тресту «Промстрой» под строительство туристической базы в квартале 5:18 Старомайнского лесничества на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 17.07.1972.

Из землеустроительного дела от 1992 года по предоставлению земельного участка НТО «Интер», переименованного в ТОО «Денк», следует, что на основании договора купли-продажи трест «Промстрой» продал НТО «Интер» туристическую базу, расположенную в *** кварталах Старомайнского мехлесхоза, при этом турбаза продана с основными фондами, материальным имуществом и инструментом, находящимся на ней.

В связи с продажей турбазы, постановлением Главы администрации  Старомайнского района от 26.08.1992 было решено переоформить и выдать государственный акт на право пользования земельным участком общей площадью 0,39 га в 18 квартале  Старомайнского мехлесхоза НТО «Интер».

На момент проведения межевания спорного земельного участка в 2009 году, право пользования земельным участком в размере 0,39 га у ООО «Денк» в установленном законом порядке прекращено не было.

Согласно сведениям Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 14.11.2017 земельный участок с кадастровым номером *** относится к землям лесного фонда и находится в границах кварталов № *** Старомайнского участкового лесничества Старомайнского лесничества Ульяновской области.

Суд первой инстанции, проанализировав ранее действовавшее и действующее на момент разрешение спора земельное и лесное законодательство, учитывая отсутствие допустимых доказательств перевода земельного участка, предоставленного Ульяновскому тресту «Промстрой», из категории земель лесного фонда в иную категорию земель в установленном законом порядке, сделал вывод о том, что администрация МО «Старомайнский район» без каких-либо на то оснований неправомерно передала спорный земельный участок в аренду Варламову Н.В., утвердив проект границ спорного земельного участка, затем незаконно, в отсутствие полномочий, заключила с Варламовым В.Н. договор купли-продажи земельного участка, что повлекло за собой постановку спорного земельного участка на кадастровый учет, присвоение ему кадастрового номера и регистрацию права собственности.

На основании указанных выводов суд первой инстанции признал обоснованными требования прокурора Старомайнского района и удовлетворил их.

Указанное решение суда вступило в законную силу 11.09.2018.

Варламов В.Н. обратился в суд с вышеуказанным требованием о признании  за ним права собственности на земельный участок, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м., категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под туристическую базу, ссылаясь на наличие у него такого права в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Варламовым Н.В. исковых требований.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вышеуказанным вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, и  не подлежат доказыванию вновь и оспариванию Варламовым Н.В. при рассмотрении настоящего дела.

Как было указано выше, решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 29.11.2017, вступившим в законную силу 11.09.2018, установлен тот факт, что земельный участок с кадастровым номером *** сформирован из части земельного участка, находящегося в федеральной собственности и относящегося к землям лесного фонда, при этом решение о переводе земельного участка из земель лесного фонда в иную категорию земель, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, в установленном законом порядке не принималось.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно подпункту 2 пункта 5 указанной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Таким образом, поскольку спорный земельный участок, являющийся федеральной собственностью, относится к землям лесного фонда, в силу приведенных положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации на него не может быть признано за Варламовым Н.В. право собственности.

Также судебная коллегия считает, что положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», с учетом установленных по ранее рассмотренному делу обстоятельств, не могут являться правовым основанием к удовлетворению требований Варламова Н.В.

Указанный Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», которым внесены изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», вступил в законную силу 11.08.2017.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенной нормы гражданам предоставлено право обратиться в суд с иском о признании права на объекты недвижимого имущества только в том случае, если права на указанные объекты недвижимого имущества прекращены в соответствии с судебным актом, вступившим в законную силу до дня вступления Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», если же такой судебный акт вынесен в период действия данного Федерального закона, то данный судебный акт может быть обжалован в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Поскольку Чердаклинским районным судом Ульяновской области решение о прекращении права Варламова Н.В. в отношении спорного земельного участка было принято после вступления в силу указанного Федерального закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что  возможность признания права собственности на объект недвижимого имущества у Варламова Н.В. в судебном порядке в соответствии с приведенным  пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» отсутствует.

Кроме того, следует отметить, что при рассмотрении спора по иску прокурора Чердаклинского района в суде первой инстанции Варламов Н.В и его представитель Ломакин О.В., возражая против заявленных требований, также ссылались на положения ст. 4 Федерального закона от 29.06.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», и эти доводы не были приняты во внимание, поскольку положения указанного Федерального закона на спорные правоотношения не распространяются.

В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска Варламова Н.В. о признании за ним права собственности на земельный участок, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, площадью 10 643 кв.м.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана соответствующая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется. В целом доводы жалобы направлены на иное толкование закона и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права не свидетельствуют.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не допустил нарушения норм процессуального и материального права и постановил законное и обоснованное решение, выводы которого доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Процессуальных нарушений, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 09 октября 2018 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 27 ноября 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Варламова Николая Владимировича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: