Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 15.01.2019, опубликован на сайте 05.02.2019 под номером 78620, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                    Дело № 33-78/2019 (33-5724/2018)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      15 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 22 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области   обеспечить Алексеева Виктора Петровича: лекарственным средством *** в количестве шести упаковок по выписанным рецептам от 05.07.2017, 10.08.2017, 07.09.2017, 11.10.2017, 14.11.2017, 15.12.2017; медицинским изделием *** по выписанным рецептам от 13.07.2017, 15.12.2017, 16.02.2018, лекарственным средством *** раствор для инъекций 100 МЕ/мл/3 мл № 5!% по выписанному рецепту от 10.08.2017; лекарственным средством *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 07.09.2017; лекарственным средством *** в количестве шести упаковок по выписанным рецептам от 11.10.2017, 25.12.2017; лекарственным средством *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 14.11.2017, 15.12.2017; лекарственным средством *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 24.11.2017, 25.12.2017; медицинским изделием *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 16.02.2018.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Алексеева В.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области (далее – Министерство) об обеспечении лекарственными  препаратами.  В обоснование иска указал, что по медицинским показаниям Алексеев В.П. нуждается в приеме лекарственных препаратов: ***, ***, ***, ***, ***, в лекарственном средстве ***, а также в медицинских изделиях: ***; ***. На указанные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения лечащим врачом истцу были выписаны рецепты. Однако лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения истец по льготным рецептам обеспечен не был. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Алексеева В.П. названными лекарственными препаратами по льготным рецептам лечащего врача, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спорта, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», государственное учреждение здравоохранения «Городская больница № 3», врачей Киселёву Н.П., Кривко И.А., Токареву О.А., Герд А.Н., Чернову Н.А., Афанасьеву А.Ю., Быкину Н.К., и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Просит учесть, что дальнейшее обеспечение Алексеева В.П. лекарственными препаратами *** и *** Министерством осуществляется. Полагает, что необеспечение Алексеева В.П. спорными лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по условиям контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Алексеев В.П., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также указывает на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.                                                                                   

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексеев В.П. является инвалидом *** группы, имеет диагноз: ***, с множественными осложнениями, ***, в связи с имеющимися заболеваниями нуждается в приеме лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

Лечащим врачом Алексееву В.П. были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: *** в количестве шести упаковок  -05.07.2017, 10.08.2017, 07.09.2017, 11.10.2017, 14.11.2017, 15.12.2017; *** в количестве шести упаковок - 11.10.2017, 25.12.2017; *** в количестве одной упаковки - 07.09.2017; *** в количестве двух упаковок - 14.11.2017, 15.12.2017; *** в количестве двух упаковок - 24.11.2017, 25.12.2017; льготные рецепты на изделия медицинского назначения: *** - 13.07.2017, 15.12.2017, 16.02.2018; *** - 16.02.2018; льготный рецепт на раствор для инъекций - *** - 10.08.2017.

Однако Алексеев В.П. указанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по названным льготным рецептам обеспечен не был в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Алексеева В.П. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорные лекарственные препараты включены в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р, а также содержались в аналогичном Перечне, действовавшем в 2017 году.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Алексеева В.П. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Алексеев В.П.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Алексеева В.П. в спорных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Алексеева В.П. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам 2017 года в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 22 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи