Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ
Документ от 24.01.2019, опубликован на сайте 05.02.2019 под номером 78545, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 18.8 ч.1.1, Отменено с возвращением на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Потешкина Ю.А.                                   Дело № 12-277/2018 (12-3/2019)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            24 января 2019 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе инспектора ОИК УВМ УМВД России по Ульяновской области Лянкина Эдуарда Николаевича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 декабря 2018 года,

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05.12.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Хань Ичэнь, прекращено по основанию, установленному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, инспектор ОИК УВМ УМВД России по Ульяновской области Лянкин Э.Н. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы ссылается на нарушение *** Хань Ичэнь Федерального закона от 25.07.2002 №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поскольку он находится на территории Российской Федерации с момента въезда свыше 90 суток незаконно, так как 18.08.2018 по истечении действия визы должен был выехать за пределы России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.  

Подробно позиция Лянкина Э.Н. изложена в жалобе.

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав должностное лицо административного органа Лянкина Э.Н., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, прихожу к следующему.

 

Частью 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

 

Частью 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон № 115-ФЗ) установлено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

 

Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

 

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2004 N 413  "О миграционной карте" установлено, что иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить бланк миграционной карты по форме согласно приложению.

 

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ  "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Закон № 114-ФЗ) виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации, которая содержит следующие сведения: дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания указанного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, срок действия данной визы, цель поездки, кратность данной визы.

 

Статьей 25.9 данного закона, также установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.

 

Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что для признания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы,  находящимся в Российской Федерации законно, необходимо наличие одновременной совокупности следующих условий: действительная виза с указанным в ней сроком её действия и соответствующая ей, выданная на её основе действительная миграционная карта.

 

Из материалов дела следует, что в вину Хань Ичэнь вменялось то, что он, являясь ***, нарушил установленный ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» режим пребывания в Российской Федерации, поскольку на 05.12.2018 у него отсутствовали документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

 

Прекращая производство по делу, суд исходил того, что в действиях Хань Ичэнь отсутствует состав административного правонарушения, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении у него имелись виза от 17.05.2018 со сроком действия 1 год, миграционная карта, а также уведомление о прибытии. Кроме того, как указано в постановлении суда, выданные государственными органами документы, содержат существенные противоречия относительно сроков пребывания Хань Ичэнь на территории России, что исключает возможность умышленного нарушения в данной части.

 

Вместе с тем состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.

 

В соответствии со статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 

Статьей 5 Закона № 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ  "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной визой либо визой временно проживающего лица.

Срок действия визы устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Согласно ст. 25.6 Закона № 114-ФЗ в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок

 

Во исполнение указанных требований Закона № 114-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 утверждено Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (далее Положение),  в силу п.17 которого уполномоченный государственный орган выдает однократные, двукратные и многократные визы. Многократная виза дает иностранному гражданину право на неоднократный (более 2 раз) въезд в Российскую Федерацию.

При этом, суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

 

Пунктом 29 данного Положения установлено, что обыкновенная деловая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с деловыми целями. Обыкновенная деловая виза может быть многократной на срок до 1 года. Суммарный срок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации по многократной деловой визе устанавливается в соответствии с абзацем третьим пункта 17 настоящего Положения, то есть не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.

 

Из п.13 Положения следует, что цель поездки иностранного гражданина указывается в визе в соответствии с перечнем целей поездок, используемым при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Указанный перечень утверждается компетентными федеральными органами исполнительной власти.

 

Приказом МИД РФ N 19723А, МВД РФ N 1048, ФСБ РФ N 922 от 27.12.2003 утвержден Перечень "Цели поездок", используемый уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, в котором указано, что  для целей деловых и коммерческих поездок выдается деловая виза.

 

В судебном заседании установлено, что *** Хань Ичэнь  17.05.2018 выдана многократная обыкновенная деловая виза (цель коммерческая) с разрешенным сроком пребывания с 19.05.2018 по 18.05.2019 на срок 90 дней. При этом, из дополнительных сведений, содержащихся в визе, следует, что она действует только 90 дней из каждых 180 (т.е., при наличии возможности многократного въезда в РФ виза действует не более 90 дней в течение первых 180 дней и 90 дней в течение следующих 180 дней, а всего виза действует, то есть дает право находится иностранному гражданину в России суммарно не более 180 дней в год).

 

Кроме того, судом установлено, что при пересечении границы с РФ Хань Ичень выдана миграционная карта № *** (талон «Б»), действующая, исходя из смысла миграционного законодательства в данном случае вместе с визой в течение 90 дней с 21.05.2018. В данной миграционной карте указана цель пребывания в России – коммерческая, то есть аналогичная цели, указанной в выданной визе.  

 

Данным обстоятельствам судом должная оценка при вынесении постановления не дана, как не дана оценка тому, являлась ли действительной на момент составления протокола об административном правонарушении виза, срок действия которой установлен в 90 дней пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в первые 180 дней с момента въезда, с учетом фактического нахождения ***  Хань Ичень в России свыше данного срока (т.е. являлась ли данная виза в рассматриваемом случае документом, подтверждающим право на пребывание в Российской Федерации). 

 

Кроме того, вопреки выводам суда, из материалов дела следует, что на 05.12.2018 *** Хань Ичень находился на территории Российской Федерации уже свыше 180 дней, то есть свыше суммарного годового периода, предусмотренного в визе, и срока, установленного для миграционной карты без продления срока их действия, а также свыше периода, указанного самим лицом при внесении сведений в базу данных «ФМС России  АС ЦБДУИГ» при заполнении миграционной карты в пункте пограничного контроля.

 

Таким образом по делу не дана объективная оценка тому, являлись ли на 05.12.2018 действительными такие взаимосвязанные документы как виза, исходя из содержащихся в ней сроков её действия, и миграционная карта, действующая для указанной категории граждан вместе с визой и, соответственно, являлись ли они документами, подтверждающим право на пребывание в стране).

 

При этом само по себе наличие в базе «ФМС России  АС ЦБДУИГ» сведений о миграционных картах, с разными номерами либо с разными, указанными самим гражданином, сроками пребывания, на решение о наличии у данного иностранного гражданина действительных документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, не влияет, поскольку указанные обстоятельства подлежат оценке во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями, а также с учетом норм содержащихся в Протоколе между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года (подписан в г. Москве 06.07.2006), в том числе с учетом порядка и возможности выдачи иностранному гражданину при въезде в страну новых миграционных карт, сведения в которые заполняются самим иностранным гражданином.

 

При этом отрывные части бланков уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место временного пребывания (в гостиницу), не являются документами, предоставляющими право на пребывание в стране.

 

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процессуальных требований, что не позволяет рассматривать вынесенное судом постановление как законное и обоснованное.

 

При данных обстоятельствах, в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, постановление судьи подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.

 

При новом рассмотрении суду надлежит устранить выявленные недостатки и дать должную правовую оценку обстоятельствам дела и  доводам жалобы.  

 

Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 декабря 2018 года, отменить.

 

Дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.

 

Судья                                                                                                 Буделеев В.Г.