Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание тарифа на передачу тепловой энергии, теплоносителя
Документ от 21.01.2019, опубликован на сайте 25.01.2019 под номером 78479, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-13/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 января 2019 года                                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. № 06-157 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2018 год»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

11 сентября 2018 г. Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее также Министерство) принят приказ № 06-157 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2018 год» (далее также приказ).

Текст приказа опубликован 16 октября 2018 г. в газете «Ульяновская правда»  № 76 (24.150).

Общество с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-траст» обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного приказа и возложении на Министерство обязанность по изданию заменяющего нормативного акта.

Заявление мотивировано тем, что ООО «Интер-Энерго-Траст»» на праве собственности владеет тепловыми сетями, в связи с чем обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2018 год.

Приказом № 06-157 от 11 сентября 2018 г. установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст», на период с 24 сентября    2018 г. по 31 декабря 2018 г. включительно в размере 99,76 руб./Гкал.

Истец указывает на установление тарифа в нарушение положений Федерального закона «О теплоснабжении» и Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, размер тарифа является явно заниженным и экономически необоснованным.

Считает, что ответчиком необоснованно не приняты расходы на планово-аварийные работы, проводимые после гидравлических испытаний, искусственных аварий на обслуживаемых сетях.

Обществом рассчитаны затраты на ремонт тепловых сетей, от общего объема средств было заявлено 11%, что в денежном выражении составило 995,19 тыс.руб., ответчик установил сумму затрат на ремонт в размере 5% от заявленной суммы, а не от общей суммы ремонта, чем существенно занизил расходы по этой статье затрат.

Общество не согласно с установленной ответчиком штатной численностью сотрудников – 1 единица АУП, 0,5 единиц производственного персонала, явно недостаточной для содержания и ремонта тепловых сетей, и как следствие с размером затрат на фонд оплаты труда и отчислений на социальные нужды.

Необоснованно ответчиком не учтены затраты на приобретение компрессорной станции, гаража для ее хранения, на аренду офисного здания, необходимого для размещения сотрудников.

Ответчиком не учтен средний размер тарифа по городу в размере 250 руб.

Административный истец просил признать недействующим приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от                   11 сентября 2018 г. № 06-157 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2018 год» и обязать Министерство принять заменяющий нормативный акт.

В судебном заседании представители административного истца Жукович А.С., Платонов С.В. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске, дав аналогичные пояснения. Дополнительно пояснили, что после открытия тарифного дела ответчиком было отказано в установлении тарифа по мотиву непредставления документов, подтверждающих владение тепловыми сетями. По результатам обращения в арбитражный суд принято решение Арбитражным судом Ульяновской области от 4 июня 2018 г., которым Министерство было обязано рассмотреть вопрос об установлении тарифа.

Считают, что общество предоставило в орган регулирования все необходимые документы, достаточные для определения размера необходимой валовой выручки и установления экономически обоснованного тарифа.

Объем затрат, необходимых для капитального и планово-аварийного ремонта сетей, а также на фонд оплаты труда в соответствии со штатным расписанием рассчитан ими самостоятельно, исходя из необходимой, по мнению общества, штатной численности работников.

Кроме того, не согласны с установлением минимального размера расходов по уплате налога.

Установление тарифа в размере 99,76 руб./Гкал не позволит поддерживать тепловые сети в надлежащем состоянии и осуществлять работы по устранению аварий на них.

Представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Катрачева С.И. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ был принят Министерством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Полагает, что приказ нормативным правовым актам в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, считая их необоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав пояснения специалиста ***, заслушав заключение прокурора       Федечко Ф.И., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ           «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

11 сентября 2018 г. Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области принят приказ № 06-157 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2018 год».

Приказом установлены сроки действия тарифов: с 24 сентября 2018 г. по          31 декабря 2018 г. включительно.

Текст приказа опубликован 16 октября 2018 г. в газете «Ульяновская правда»    № 76 (24.150).

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО 
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (
www.pravo.gov.ru).

В соответствии с пунктом 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8/125-П (с изменениями) и действовавшего на момент издания оспариваемого акта, Министерство осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 г. № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемый         приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается. Приказ являлся действующим на момент принятия административного искового заявления к производству суда.

Несмотря на то, что срок действия тарифа на момент рассмотрения дела истек, суд считает, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку положения оспариваемого нормативного правового акта затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, обязанных производить оплату услуг теплоснабжения, потребленных за период действия тарифа.

Давая оценку содержанию оспариваемого приказа в части установления тарифа на передачу тепловой энергии, теплоносителя ООО «Интер-Энерго-Траст», суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075                             «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня    2013 г. № 760-э.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил указано, что тарифы могут быть введены на срок менее          1 финансового года решениями органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что ООО «Интер-Энерго-Траст», владея тепловыми сетями и являясь теплосетевой организацией, 11 декабря 2017 г. впервые обратилось в орган регулирования – Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год, приложив пакет обосновывающих материалов. ООО «Интер-Энерго-Траст» просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

По заявлению ООО «Интер-Энерго-Траст» было открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения принято решение об использовании в отношении ООО «Интер-Энерго-Траст» при регулировании тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя метода экономически обоснованных затрат. Специалистами Департамента по регулированию цен и тарифов проведена экспертиза представленных обществом документов. По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифов экспертной группой рассчитан тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые истцом.

Решение об установлении тарифов было принято на заседании Правления Министерства 11 сентября 2018 г., о чем свидетельствует протокол заседания правления № 28-Т.

По итогам заседания принято решение об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Интер-Энерго-Траст», на период с 24 сентября 2018 г. по 31 декабря 2018 г.

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Интер-Энерго-Траст» для потребителей, в случае отсутствия дифференциации  тарифов по схеме подключения установлен по одноставочному тарифу на воду      99,76 руб./Гкал.

Из протокола заседания правления Министерства от 11 сентября 2018 г. следует, что при расчете в составе необходимой валовой выручки снижены затраты по статьям: «Ремонт основных средств» с предложенного обществом размера 995,19 тыс. руб. до 56,92 тыс. руб.; «Расходы на оплату труда» с 2940 тыс. руб. до 472,88 тыс. руб.; заявленные расходы на аварийный ремонт в сумме 947,52 тыс. руб. отклонены.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который применяется, в том числе в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт «а» пункта 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при расчете тарифов указанным методом НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.

Согласно пунктам 13, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся в том числе затраты на ремонт основных средств, оплату труда и отчисления на социальные нужды, арендная плата, налоговые платежи (пункты 33, 44 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Согласно абзацу 2 статьи 32 Методических указаний объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В силу пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

При этом в расчет тарифа на тепловую энергию подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.

Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285 утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения.

Согласно пункту 7.1. Типовой инструкции в каждой организации должен быть организован плановый ремонт оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений.

Ремонт тепловых сетей и тепловых пунктов подразделяется на:

текущий ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений;

капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.

На все виды ремонта основного оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений должны быть составлены перспективные и годовые графики. На вспомогательные оборудования составляются годовые и месячные графики ремонта, утверждаемые техническим руководителем предприятия.

Графики капитального и текущего ремонтов разрабатываются на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных опрессовок.

Объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений с учетом их фактического состояния (пункт 7.2).

Снижение заявленных ООО «Интер-Энерго-Траст» расходов на капитальный ремонт произведено органом регулирования, в том числе ввиду отсутствия у общества дефектных ведомостей. Графики ремонта и документы, подтверждающие необходимость его проведения, обществом экспертам  представлены не были.

Представленные обществом в подтверждение ремонтных расходов сметы документами, обосновывающими необходимость ремонтных работ, не являются.

Как указано в пункте 6.120 Типовой инструкции, капитальный ремонт тепловых сетей производится 1 раз в 5 лет.

Тепловые сети приобретены ООО «Интер-Энерго-Траст» по договору купли-продажи от 1 июня 2017 г., как указано в договоре, сети находятся в исправном состоянии. Документальных доказательств, что срок капитального ремонта наступил, обществом в Департамент не представлено.

В силу пункта 49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.

Инвестиционная программа, согласованная и утвержденная в установленном порядке и подтверждающая целесообразность запланированных мероприятий, у регулируемой организации также представлена не была.

В данном случае при расчете расходов на ремонт тепловых сетей регулирующий орган руководствовался нормативами, что допускается пунктом 31 Основ ценообразования.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования Департамент предложил представить организации дополнительные документы, необходимые для уточнения предложения об установлении тарифа, которые ООО «Интер-Энерго-Траст» представлены не были.

Доводы административного истца о том, что, производя расчет затрат на ремонт нормативным путем, орган регулирования исходил не от общей суммы капитального ремонта, подлежат отклонению, поскольку общество по собственной инициативе предложило для установления тарифа расходы по этой статье затрат лишь в сумме 995,19 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае документального подтверждения указанных расходов ООО «Интер-Энерго-Траст» не лишено возможности представить в орган регулирования тарифов сведения о понесенных экономически обоснованных расходах для их включения в необходимую валовую выручку в следующем периоде регулирования.

Предложенные ООО «Интер-Энерго-Траст» расходы на аварийные ремонты в размере 947,52 тыс.руб. обоснованно отклонены органом регулирования в соответствии с Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 6 апреля 1982 г. № 214 «Об утверждении и введении в действие Положения о системе планово-предупредительных ремонтов основного оборудования коммунальных теплоэнергетических предприятий (с нормами времени и нормами расхода материалов)».

Согласно пункту 2.12 приведенного Положения в тепловой сети аварией считается разрушение (обрушение) основных строительных сооружений (зданий бойлерной, насосной, ЦТП и других сооружений), повреждение основного оборудования, приведшее к выходу из строя и вызвавшее необходимость внеочередного капитального ремонта; немедленное отключение основного оборудования в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, производственных инструкций и директивных материалов на срок более 3 ч; нарушение режима работы теплосети в отопительный сезон длительностью более 2 ч.

Аварийный ремонт считается внеплановым и в систему планово-предупредительных работ не входит.

Как указано в пункте 2.6 Положения, профилактические испытания как самостоятельные операции планируют лишь для особо ответственного оборудования для выявления их технического состояния и контроля за эксплуатационной надежностью и безопасностью обслуживания в период между двумя очередными плановыми ремонтами, своевременного обнаружения и предупреждения возникновения аварийной ситуации. Сюда относятся, например, испытания электрической прочности и измерение сопротивления изоляции, испытания на плотность сосудов и трубопроводов. Для большей части оборудования испытания не планируют в качестве самостоятельных операций, а включают в состав плановых ремонтов.

Документы, обосновывающие размер затрат на проведение профилактических испытаний и их необходимость в заявленном объеме, организация в регулирующий орган не представила.

Доводы административного истца о занижении расходов на налоговые платежи и установлении налога в минимальном размере также подлежат отклонению, так как бухгалтерская документация обществом для экономического анализа представлена не была.

Также суд находит необоснованными доводы ООО «Интер-Энерго-Траст» о не включении в состав расходов для определения необходимой валовой выручки затрат на приобретение компрессорной станции и гаража для ее хранения, на аренду помещения для размещения офиса, поскольку из дела по установлению тарифов следует, что такие расходы при обращении с заявлением об установлении тарифов на 2018 год обществом заявлены не были.

Заявляя в предложении расходы на оплату труда в размере 2940 тыс.руб., обществом в их обоснование было представлено лишь штатное расписание.

Несмотря на осуществление обществом в соответствии с уставом и иной деятельности, не относящейся к регулируемым видам деятельности, бухгалтерская документация, а также расчет расходов на оплату труда в соответствии с пунктом 32 Методических указаний, пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям представлены не были.

Учитывая отсутствие обоснования заявленного административным истцом количества производственного персонала, тарифный орган обоснованно произвел расчет расходов по статье затрат «Оплата труда» в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 г. № 65.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о неверном расчете нормативной численности работников производственного персонала.

Согласно пункту 2.8 и таблице 8 приведенных Рекомендаций норматив численности рабочих определяется исходя из объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах (V, усл. ед.).

Объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах определяется по формуле:

 

,

 

где:

V - объем обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах;

Ni - количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети, ед.;

Li - протяженность i-го участка тепловой сети, м;

 - диаметр  условного прохода теплопроводов i-го участка, м

(при разных диаметрах подающего и обратного трубопроводов принимается по наибольшему диаметру);

 - коэффициент, учитывающий количество труб в тепловой сети.

 

Для однотрубных участков

 = 0,75;

двухтрубных

 

 = 1,00;

трехтрубных

 

 = 1,25;

четырехтрубных

 

 = 1,5;

 

 - коэффициент, учитывающий теплоноситель. Для паропроводов  = 1,25; для трубопроводов холодной воды  - 1,0, для трубопроводов горячей воды - 1,3;

 - коэффициент, учитывающий способ прокладки теплопроводов

 

 

для подземных сетей

 

 = 1,0

 

для наземных сетей

 

 = 0,75;

 

 - коэффициент, учитывающий разность геодезических отметок теплотрассы.

С разностью геодезических отметок, м:

 

 

св. 50 до 100

 

 = 1,02

 

св. 100 до 180

 

 = 1,04

 

свыше 180

 

 = 1,08

 

i = 1, 2, 3 ... - количество участков тепловой сети, отличающихся диаметром, количеством труб, теплоносителей или способом прокладки, разностью геодезических отметок.

 

Как видно из приведенной формулы, на итоговую величину объема обслуживания и ремонта трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей в условных единицах влияют, в том числе:

Ni - количество тепловых камер на i-м участке тепловой сети,

 - коэффициент, учитывающий теплоноситель.

 

При определении объема условных единиц орган регулирования посчитал количество тепловых камер равным «0», коэффициент, учитывающий теплоноситель был учтен в размере «1» как для трубопроводов для холодной воды.

При этом начальник отдела регулирования теплоэнергетики и газоснабжения департамента цен и тарифов ***, опрошенная судом в качестве специалиста, пояснила, что значение «0» было учтено экспертами ввиду отсутствия тепловых камер, а значение «1» применено на основании примера, приведенного в Рекомендациях.

Между тем, из представленной административным истцом в дело об установлении тарифов технической документации видно наличие 8 тепловых камер на протяжении тепловых сетей, находящихся в собственности общества.

Довод административного ответчика об отсутствии в договоре купли-продажи тепловых сетей ссылки на приобретение вместе с тепловыми сетями тепловых камер является несостоятельным, поскольку согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285, камерой тепловой сети является  сооружение на тепловой сети для размещения и обслуживания оборудования, приборов и арматуры. То есть, тепловые камеры являются составной частью тепловой сети, а потому отдельного указания в договоре на их приобретение не требовалось.

Как указано в пункте 1.2 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, нормативы численности рабочих разработаны для котельных, работающих на газообразном, жидком и твердом топливе; для тепловых сетей с теплоносителем - горячая вода или пар.

Таким образом, коэффициент, учитывающий теплоноситель, должен был быть применен органом регулирования в значении «1,3», как в отношении трубопроводов горячей воды, фактически и проходящей через сети административного истца от котельной.

Для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров, расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой, приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства и Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий.

Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях (п. 1.4 Нормативов).

Из таблиц 1, 3 Нормативов видно, что нормативная численность руководящего, управленческого и производственного персонала зависит от среднесписочной численности работников предприятия, протяженности тепловых сетей, суммарной тепловой мощности установленного оборудования.

Органом регулирования посчитал экономически обоснованным включить в расчет 1 штатную единицу административно-управленческого персонала, при этом экспертное заключение не содержит мотивов принятия такого решения.

Специалист *** пояснила об использовании метода экспертных оценок.

Между тем, согласно пункту 31 Основ ценообразования экспертные оценки допускается использовать в расчетах при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов.

Неверное определение нормативной численности производственного и административно-управленческого персонала влечет неправильное определение размера затрат на оплату труда и как следствие размера отчислений на социальные нужды, поскольку размер отчислений на социальные нужды установлен действующим законодательством в процентном соотношении от фонда оплаты труда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что анализ, проверка и экспертиза предложений общества об установлении тарифа и материалов, представленных в их обоснование, тарифным органом были проведены не в полном объеме.

Приведенные обстоятельства влияют на итоговую величину необходимой валовой выручки и размер тарифа, следовательно, дают основание полагать об экономической необоснованности установленного тарифа на передачу тепловой энергии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему федеральному законодательству.

В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от                   11 сентября 2018 г. № 06-157 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2018 год».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать недействующим с момента его принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» о признании недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 11 сентября 2018 г. № 06-157 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Интер-Энерго-Траст» на 2018 год».

Возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина