Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 15.01.2019, опубликован на сайте 07.02.2019 под номером 78418, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Романова М.А.                                                                        Дело №33-134/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          15 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Батыжевой Лилии Камильевны и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 октября 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Батыжевой Лилии Камильевны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Батыжевой Лилии Камильевны, дающий ей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы с 01.01.2014 г. по 01.05.2014 г. в должности помощника врача эпидемиолога в ГБУ «Республиканская клиническая больница им. Ш.Ш. Эпендиева».

В удовлетворении остальной части иска Батыжевой Лилии Камильевне отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Батыжевой Л.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Батыжева Л.К. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-УПФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, уточненным в ходе судебного разбирательства о включении в специальный стаж периодов работы, необходимых для назначения страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.

Иск мотивировала тем, что 12.04.2018 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии от 27.07.2018 в специальный стаж не включены периоды работы: с 01.01.2014 по 01.05.2014 в должности ***; с 26.01.2015 по 05.09.2016 в должности ***. Считает отказ в зачете указанных периодов в специальный стаж незаконным.

Просила суд обязать ГУ-УПФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы: с 01.01.2014 по 01.05.2014 в должности ***; с 26.01.2015 по 05.09.2016 в должности *** и назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 с момента возникновения права на нее.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГБУ «Республиканская клиническая больница им. Ш.Ш. Эпендиева», ОАО «Авиакомпания Грозный Авиа».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области в апелляционной жалобе просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме. В жалобе указывает, что суд необоснованно включил спорный период в страховой стаж истца, поскольку согласно выписки из индивидуального лицевого счёта, сформированной на 10.10.2018, он не откорректирован, код для досрочного назначения пенсии по старости не указан, в связи с чем считает, что оснований для его включения не имеется.

В апелляционной жалобе Батыжева Л.К. так же не соглашается с решением суда, просит его отменить, а исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что период её работы в ОАО «*** в должности врача-терапевта с 01.01.2015 по 05.09.2016 также должен быть включен в её страховой стаж, дающий право на назначение ей досрочной страховой пенсии, поскольку факт отсутствия данных персонифицированного учёта при наличии иных доказательств, подтверждающий льготный характер её работы, не может являться безусловным основанием для отказа во включении данного периода трудовой деятельности в специальный стаж. Организационно-правовая форма ОАО «***» не является основанием для отказа во включении данного периода в специальный стаж. Полагает, что истец не несет ответственность за то, что работодатель не оплачивал за него страховые взносы. Так же отмечает, что должность врача-терапевта предусмотрена Списком должностей, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу Батыжевой Л.К. – Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области просит оставить жалобу без удовлетворения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела следует, что Батыжева Л.К., *** года рождения, 12.04.2018 обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением комиссии № 148584/18 от 27.07.2018 Батыжевой Л.К. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж не включены периоды работы:

- с 01.01.2014 по 01.05.2014 в должности ***, т.к. страхователем данный период работы в должности помощника врача эпидемиолога по выписке из лицевого счета указан общими условиями, льготно-уточняющая справка не представлена;

- с 26.01.2015 по 05.09.2016 в должности ***, т.к. страхователем данный период работы по выписке из лицевого счета указан общими условиями, льготно-уточняющая справка не представлена, отсутствуют начисления страховых взносов, учреждение не предусмотрено Списками от 29.10.2002 № 781.

Продолжительность специального стажа Батыжевой Л.К. на 12.04.2018 составила 28 лет 1 месяц 21 день.

Не согласившись с данным отказом, Батыжева Л.К. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований Батыжевой Л.К. в части включения в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода ее работы в должности ***, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и пришел к выводу о том, что работа Батыжевой Л.К. в спорный период в должности ***, входящей в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, подлежит включению в специальный медицинский стаж, указав, что согласно представленных работодателем *** корректирующих форм от 28.09.2018 спорный период работы Батыжевой Л.К. в данном учреждении указан с кодом для досрочной трудовой пенсии 28-ГД.

Судебная коллегия считает, что вывод суда о наличии оснований для включения в специальный стаж Батыжевой Л.К., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанного периода ее работы в должности *** является правильным, соответствующим нормам пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Кроме того, период работы Батыжевой Л.К. с 09.12.2013 по 31.12.2013 в той же должности помощника врача эпидемиолога в том же учреждении включен ответчиком в стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Таким образом, решение суда в части включения в специальный стаж истицы периода ее работы в должности *** является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Требования Батыжевой Л.К. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периода работы с 26.01.2015 по 05.09.2016 в должности *** и назначения досрочной страховой пенсии с момента возникновения права на нее также разрешены судом правильно.

Материалами дела установлено, что с 26.01.2015 по 05.09.2016 истица работала в должности ***.

Судом первой инстанции учтено, что устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В Списках должностей и учреждении, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, указаны медицинские учреждения (больницы, поликлиники, госпитали, диспансеры, центры различного профиля и др.).

ОАО «***» не относится к категории лечебно-профилактических или санитарно-эпидемиологических учреждений, в связи с чем период работы Батыжевой Л.К. с 26.01.2015 по 05.09.2016 в должности врача-терапевта в данном обществе правомерно не включен районным судом в специальный стаж Батыжевой Л.К. для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии со Списком профессий и должностей от 29 октября 2002 года № 781.

Кроме того, судом первой инстанции учтены разъяснения, изложенные в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В спорный период работы истицы в *** на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а именно в разделе «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» работодатель не указал основание (код) для досрочного назначения пенсии, начисление страховых взносов в этот период отсутствует.

Довод апелляционной жалобы истицы о том, что должность врача-терапевта предусмотрена Списком должностей, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку работа врача по сложности, по характеру, условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались стороны в обоснование требований и возражений по данному иску, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям пенсионного законодательства при его правильном толковании. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Батыжевой Лилии Камильевны и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи