Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 15.01.2019, опубликован на сайте 05.02.2019 под номером 78367, 2-я гражданская, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственные средства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачёва И.Г.                                                                           Дело № 33-107/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      15 января 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,      

при секретаре  Абросимовой А.В.                  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Воргодяеву Людмилу Викторовну *** г.р., лекарственным препаратом *** по рецепту от 01.08.2018 серия *** в количестве 4 упаковки (200 мг № 28).

В иске к ГУЗ «Ульяновская районная больница» об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов Воргодяевой Людмиле Викторовне на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах     Воргодяевой Л.В. обратился в суд с иском к ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении своевременного оформления рецептов, обеспечении  лекарственным средством.  В обоснование требований указал, что Воргодяева Л.В. наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», признана инвалидом *** группы бессрочно. Истец неоднократно обращалась в ГУЗ «Ульяновская районная больница» за выпиской рецептурных назначений на лекарственные препараты для получения их бесплатно. 01.08.2018 Воргодяевой Л.В. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписан рецепт для получения лекарственного препарата *** по 200 мг № 28 (по 2 т. 2 раза в день) в количестве 4 упаковки, но в аптечном пункте АО «УльяновскФармация» в выдаче данного медицинского препарата  на основании  указанного рецепта  Воргодяевой Л.В. отказали по причине его отсутствия в наличии. Таким образом, гарантированное законом право Воргодяевой Л.В. на льготное лекарственное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчиков. Просил обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Воргодяевой Л.В. на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Воргодяеву Л.В., *** г.р., лекарственным препаратом *** по рецепту от 01.08.2018 серия *** в количестве 4 упаковки (200 мг № 28).

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы поясняет, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Поясняет, что увеличить дозировку или выписать лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Кроме того указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в связи с чем они не подлежат запасам впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Воргодяева Л.В. наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», является  инвалидом *** группы бессрочно (справка серии МСЭ-2015 № ***), имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.

01.08.2018 Воргодяевой Л.В. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписан рецепт для получения лекарственного препарата *** по 200 мг № 28 (по 2 т. 2 раза в день) в количестве 4 упаковки, однако  данным  лекарственным препаратом она обеспечена не была ввиду отсутствия его в аптечной сети АО «УльяновскФармация».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Воргодяевой Л.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорный лекарственный препарат включен в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р, а также содержался в аналогичном Перечне, действовавшем в 2017 году.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Воргодяевой Л.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Воргодяева Л.В.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Воргодяевой Л.В.  в лекарственном препарате носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: