Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание транспртного налога -легковой/грузовой автомобиль
Документ от 15.01.2019, опубликован на сайте 05.02.2019 под номером 78358, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Жучкова Ю.П.                                                          Дело № 33а-167/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            15 января 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Трифоновой Т.П., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области к Родионову Евгению Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифонова Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области (далее – МИФНС России № 4 по Ульяновской области) обратилась в суд с административным иском к Родионову Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указала, что Родионов Е.В. имеет (имел) в собственности - автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: ***, Марка/Модель ***, год выпуска 1983, дата регистрации права 30.08.2006. В связи с  этим он является плательщиком транспортного налога. В его адрес направлялись  требования об уплате налога от 17.10.2016 № 6283, от 08.02.2018 № 2447, которые исполнены ответчиком не были. Недоимка по транспортному налогу составила 3560 руб. В связи с неуплатой налога на сумму недоимки были начислены пени в сумме 55 руб. 69 коп.  В связи с отменой 10.07.2018 судебного приказа от 06.07.2018 в соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ требование предъявляется в порядке административного искового производства.

Административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу и пени за 2015, 2016 в общей сумме 3615 рублей 69 копеек, в том числе: транспортный налог с физических лиц в размере 3560 рублей, пеня в размере 55 рублей 69 копеек.

Рассмотрев требования МИФНС России № 4 по Ульяновской области по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, поскольку оно принято с нарушением норм действующего законодательства. Указывает на то, что при рассмотрении иска суд вышел за пределы заявленных требований, дав оценку  законности действий налогового органа по начислению истцу транспортного налога.

Налоговая инспекция не согласна с выводом суда о признании принадлежащего истцу транспортного средства легковым автомобилем при наличии в ПТС сведений о том, что данный автомобиль является грузовым бортовым.

Указывает на то, что ранее налог в отношении спорного транспортного средства исчислялся из ставки, относящейся к легковым автомобилям, поскольку соответствующие сведения о типе транспортного средства были представлены в налоговый орган из ГИБДД. Впоследствии  в налоговую инспекцию из регистрирующего органа были представлены корректирующие сведения в отношении спорного транспортного средства с указанием на тип транспортного средства «грузовой бортовой». В связи с этим налоговым органом был произведен перерасчет налога.

В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.       

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 9 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 Налогового кодекса РФ.

Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Судом установлено, что Родионов Е.В. в 2015, 2016  годах имел  в собственности автомобиль *** дата регистрации права 30.08.2006. В соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства он обязан уплачивать транспортный налог.

Согласно части 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением реактивных), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Для исчисления транспортного налога налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (статья 361 НК РФ).

Статьей 2 Закона Ульяновской области № 130-ЗО от 06.09.2007 «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Согласно указанной статьи для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. установлена налоговая ставка 12.

Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. установлена налоговая ставка 25.

Из материалов дела следует, что в личный кабинет Родионова Е.В. Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области было направлено налоговое уведомление № 98584313 от 14.07.2016 об оплате в срок до 01.12.2016 транспортного налога за 2015 год в сумме 912 руб.  Транспортный налог был рассчитан исходя из налоговой ставки для легковых автомобилей  по следующей формуле: 76 (налоговая база) х 12  руб. (налоговая ставка) х12/12 (кол-во месяцев владения).  Указанную сумму транспортного налога истец уплатил 16.12.2016.

10.07.2017 в адрес Родионова Е.В. было направлено налоговое уведомление  №15116650, согласно которому был произведен расчет транспортного налога на указанное выше транспортное средство за 2016 года, а также был произведен перерасчет транспортного налога за 2015. При расчете налога была применена налоговая ставка для грузовых автомобилей (25 руб.). Согласно указанному уведомлению Родионов Е.В. обязан уплатить транспортный налог в  общей сумме 3800 рублей до 01.12.2017.

В связи с неоплатой Родионовым Е.В. указанной суммы ему было направлено требование № 2447 об уплате налога в сумме 2800 рублей и пени в сумме 52 рубля 40 копеек.

В материалах дела имеется квитанция от 11.12.2017 об оплате    Родионовым Е.В. транспортного налога за 2016 года в сумме 1000 руб. (л.д. 58). 

Отказывая в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Родионова Е.В. транспортного налога, суд первой инстанции пришёл к выводу о неверном исчислении налога как на грузовой автомобиль, в то время, как принадлежащий Родионову Е.В. автомобиль является легковым.

Судебная коллегия находит указанный вывод ошибочным, противоречащим материалам дела и требованиям действующего законодательства.

Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Ульяновской области № 130-ЗО от 06.09.2007 «О транспортном налоге» не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

По состоянию на 2015 и 2016 год действовал Приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», которым были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила). Указанными Правилами было установлено, что регистрация в органах ГИБДД МВД России транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств (пункт 8 Правил).

Согласно положениям пункта 7 Правил к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.

В свидетельстве о регистрации транспортного средства (Приложение № 3 к приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001) отражаются данные, в том числе, о типе и категории транспортного средства.

В соответствии с пунктом 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее - Положение о ПТС), в строке «4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968.

Согласно Приложению № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «B» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые) (категория ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН – М1), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые) – категория ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН – N1.

Из приведенных положений следует, что категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям.

C учетом вышеизложенного вывод суда о том, что принадлежащий истцу автомобиль является легковым, поскольку в ПТС указана категория ТС – «В», является несостоятельным.

В ПТС на принадлежащий истцу автомобиль указан тип ТС – грузовой-бортовой. Паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.

Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории – «грузовые автомобили» или «легковые автомобили».

Учитывая, что по имеющимся у истца документам принадлежащий ему автомобиль является грузовым-бортовым, налоговый орган обоснованно произвел расчет транспортного налога как на грузовой автомобиль.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с размером заявленных исковых требований.

Расчет транспортного налога на грузовой автомобиль за 2015 и 2016 год составляет 3800 руб. (76 л.с. х 25 руб. х 2 года).

Истцом уплачен транспортный налог за 2015 год в сумме 912 руб., за 2016 год в сумме 1000 руб. Таким образом, размер недоимки по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы составляет 1888 руб. Указанная сумма недоимки подлежит взысканию с ответчика.

На основании ст. 75 НК РФ с ответчика подлежат взысканию пени. При этом расчет пени производится судом за период с 02.12.2017 по 07.02.2018. Оснований для исчисления пени за более ранний период не имеется, поскольку впервые перерасчет транспортного налога за 2015 и 2016 год был произведен истцу в налоговом  уведомление № 15116650 от 10.07.2017. При этом указанную сумму налога ответчик дожжен был уплатить до 01.12.2017.

Расчет пени: 

За период с 2 по 17.12.2017 (16 дней) из ставки рефинансирования 8,25%: 1888 руб. х 1/300 от 8,25% х 16 дней = 8,31 руб.

За период с 18.12.2017 по 07.02.2018 (52 дня): 1888 руб. х 1/300 от 7,75% х 52 дня = 25,33 руб.

Всего размер пени составляет 33,64 руб.

Предусмотренная ст. 48 НК РФ процедура и сроки взыскания недоимки по налогам истцом соблюдены.

На момент обращения в суд размер недоимки превысил 3000 руб.

В требовании №2447 от 08.02.2018 указан срок уплате налога – 13.03.2018. 

К мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогам истец обратился в 6-месячный срок со дня истечения указанного в требовании срока -  03.07.2018.

06.07.2018 был вынесен судебный приказ о взыскании с Родионова Е.В. недоимки по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы и пени.

10.07.2018 указанный судебный приказ был отменен.

В суд с настоящим иском налоговый орган обратился в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа – 02.10.2018.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ  с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

 

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 31.10.2018 отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области к Родионову Евгению Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Родионова Евгения Владимировича *** в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области задолженность по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы в сумме 1888 руб. и пени за период с 02.12.2017 по 07.02.2018 в сумме 33 руб. 64 коп.

 

Реквизиты для перечисления налога: Межрайонная ИФНС России № 4 по Ульяновской области, ИНН 7309901444, КПП 730901001, УФК по Ульяновской области (Межрайонная ИФНС России № 4 по Ульяновской области), расчетный счет 40101810100000010003, отделение Ульяновск, БИК 047308001, код ОКАТО (ОКТМО) 73614151.

КБК для перечисления транспортного налога – 18210604012021000110 ,

КБК для перечисления пени- 18210604012022100110.

 

Взыскать с Родионова Евгения Владимировича госпошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: