Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Содержание кладбища
Документ от 18.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78173, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить определенные действия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                         Дело № 33а-5426/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          18 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Ленинского  района г. Ульяновска – удовлетворить.

Признать   незаконным бездействие  администрации г. Ульяновска  в части ненадлежащего  содержания территории кладбища, расположенного по ул.Карла Маркса в г. Ульяновске  «Воскресенский некрополь».

Обязать администрацию  г. Ульяновска  оборудовать территорию  кладбища, расположенного по ул. Карла Маркса в г. Ульяновске «Воскресенский некрополь» урнами для сбора  мусора и площадками  для мусоросборников, соответствующими требованиям экологического и санитарно – эпидемиологического законодательства, а также устранить свалки мусора и сухого смета на участке захоронений №7. 

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора   Сальникова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным  иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании кладбища.

В обоснование иска указал, что  в ходе проведенной проверки установлено ненадлежащее исполнение администрацией города Ульяновка полномочий по решению вопросов местного значения, а именно: городское кладбище «Воскресенский некрополь», расположенное по адресу:  г. Ульяновск,  ул.Карла Маркса,   содержится ненадлежащим образом. Кладбище не оборудовано урнами для сбора мусора,  площадкам под мусоросборниками, что является нарушением  действующих СанПиН. Кроме того, на участке захоронений №7 имеется мусор и сухой смет.

В связи с  этим прокурор просил признать  незаконным бездействие администрации г. Ульяновска в части непринятия мер к устранению вскрытых проверкой нарушений, связанных с благоустройством территории кладбища «Воскресенский некрополь», расположенного по адресу: г, Ульяновск, ул.Карла Маркса, и  обязать  администрацию г.Ульяновска оборудовать территорию кладбища урнами для сбора мусора и площадками для мусоросборников, соответствующими требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,  а также устранить свалку мусора и сухого смета на участке захоронений №7.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «Городская специализированная похоронная служба г.Ульяновска».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска просит об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывает на то, что земельный участок под кладбищем находится в муниципальной собственности  и передан МБУ «Городская специализированная похоронная служба города Ульяновска» в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации г.Ульяновска № 78 от 25.01.2017. С 2011 года указанное учреждение осуществляет уход и содержание кладбищ в рамках муниципального задания.

Учитывая, что кладбище основано в 1874 году, его организация проводилась без учета действующих в настоящее время требований СанПиН 2.1.2882-11.

Уборка кладбища производится силами МБУ «Городская специализированная похоронная служба города Ульяновска». Вдали от центральных аллей периодически образуется  большое скопление мусора после работ, проводимых обществом «Возрождение Воскресенского некрополя», который вывозится с территории кладбища по мере накопления. На территории кладбища установлено 3 бункера для сбора мусора общим объемом 24 куб.м. Оборудование площадок для установки бункеров в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 в 2018 не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования указанных мероприятий – денежные средств на указанные цели в бюджет МО «город Ульяновск» не заложены.

Администрация города Ульяновска  не обладает правом внесения каких-либо изменений в местный бюджет. Администрация является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск». Бюджет МО «город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой, а не администрацией города Ульяновска. Бюджет МО «город Ульяновск» на текущий год принят с дефицитом, в связи с чем оборудование площадок для установки бункеров на данном кладбище согоаано требованиям СанПиН не предусмотрены.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Указанные СанПин введены в действие с 18.09.2011, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно требованиям п. 6.6, п.6.7  СанПиН 2.1.2882-11  на   участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть   урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Ранее аналогичные требования предусматривались СанПиН 2.1.1279-03.

В ходе рассмотрения дела установлено, что кладбище «Воскресенский некрополь» по ул. Карла Маркса в г. Ульяновске   расположено в границах  муниципального образования «город Ульяновск».

Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверкой  установлено, что в нарушение требований п. п.  6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11   на  данном кладбище не установлены урны для сбора мусора, не оборудованы площадки для мусоросборников.  Кроме того, имеются свалки мусора и сухого смета на участке захоронений №7.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска, являющуюся  исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», и наделенную  полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 36 Устава МО «город Ульяновск, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119), обязанность по приведению кладбища в соответствии с действующими СанПиН.

Довод администрации г.Ульяновска об отсутствии финансирования проведения указанных работ не  является основанием для освобождения администрации от исполнения возложенных на неё  законом обязанностей.

Не может быть принят во внимание и довод ответчика о неприменении действующих в настоящее время СанПиН, поскольку кладбище было запроектировано в 1874 году и закрыто для захоронений в 1971 году. Закрытие кладбища для захоронения не предполагает полного его закрытия. Данное кладбище открыто для посещения с целью ухода родственников умерших за их могилами. В связи с  этим на кладбище должны соблюдаться действующие в настоящее время СанПиН.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: