Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возобновлении выплаты пенсии
Документ от 25.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78160, 2-я гражданская, об обязании выплачивать пенсию со дня прекращения ее выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                                       Дело № 33-5621/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           25 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Русиновой Натальи Александровны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 6 ноября 2018 года, по которому постановлено:    

в удовлетворении исковых требований Русиновой Натальи Александровны  к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области, к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации  по Ульяновской области о возложении обязанности  выплачивать назначенную  с 15 октября 2014 года трудовую пенсию по старости досрочно, начиная со дня прекращения ее выплаты, отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения Русиновой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Русинова Н.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  в Засвияжском районе             г. Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ УПФР в Засвияжском районе             г. Ульяновска), к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации  по Ульяновской области (далее – ГУ ОПФР) о возложении обязанности  выплачивать назначенную пенсию с даты прекращения выплаты.

В обоснование иска указала, что 15 октября 2014 года ей была назначена досрочная страховая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. С марта 2017 года выплата пенсии прекращена, поскольку пенсия была назначена ей в нарушение норм действующего законодательства.  Пенсионный орган указал, что в специальный стаж не подлежит зачислению период ее работы с 1 января 2001 года по 14 октября 2014 года. Считала незаконным прекращение выплаты ей пенсии. В спорном периоде она осуществляла педагогическую деятельность в детской школе искусств. Более ранний период ее работы в детской школе искусств был зачтен в специальный стаж педагогической деятельности. Принятие новых правил учета специального стажа не должно ухудшать ее пенсионные права.

Просила суд обязать ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска,                 ГУ ОПФР выплачивать назначенную ей с 15 октября 2014 года пенсию, начиная с даты прекращения ее выплаты.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Русинова Н.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.  

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Отмечает, что Постановление Правительства Российской Федерации от                  29 октября 2002 года, в соответствии с которым в специальный стаж не подлежит зачету период ее работы с 1 января 2001 года по 14 октября 2014 года, ухудшает ее пенсионные права. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года, полагает, что имеет право на назначение пенсии без учета вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации.

В возражении на апелляционную жалобу ГУ УПФР в Засвияжском районе             г. Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В пояснениях на апелляционную жалобу ГУ ОПФР указывает, что является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что истице Русиновой Н.А., *** года рождения, с                     15 октября 2014 года   была назначена страховая пенсия по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ                       «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с решением ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска от 17 марта 2017 года № 223633/14 выплата пенсии Русиновой Н.А. прекращена, ввиду отсутствия  у нее права на досрочную страховую пенсию по старости  в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Пенсионным органом в специальный стаж истицы был необоснованно засчитан период работы истицы с 1 января 2001 года по 14 октября 2014 года  в должности преподавателя хоровых дисциплин в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования  детей (МБОУ ДО) Д*** ***.

В специальный стаж также не были засчитаны периоды работы истицы                   с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 27 июля              2002 года, с 1 сентября 2002 года по 28 июля 2003 года,  с 31 августа 2003 года по 31 декабря 2003 года в должности преподавателя музыки и хора в МБОУ Л*** в связи с  невыполнением нормы рабочего времени и периоды ее отпусков без сохранения заработной платы с 28 июля 2002 года  по 31 августа  2002 года, с 29 июля 2003 года по 30 августа 2003 года, с 28 июля 2004 года по              31 августа 2004 года.

Обращение истицы в ГУ ОПФР по факту незаконных действий ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска было оставлено без удовлетворения.

Ввиду не согласия с невключением в специальный стаж периода работы с                 1 января 2001 года по 14 октября 2014 года  в должности преподавателя хоровых дисциплин в МБОУ ДО Д***, Русинова Н.А. обратилась в суд с данным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.

Согласно ч.ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября                  2002  года №  781 утверждены Списки  профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1  статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,  осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта  1 статьи 27  Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила).

В п. 2 указанного выше Списка предусмотрено наименование должности - педагог дополнительного образования, наименование учреждения  - детская школа искусств.

Согласно п. 12 Правил работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на              1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Между тем, как следует из материалов дела, на 1 января 2001 года специальный стаж педагогической деятельности истицы составил 11 лет 3 месяца 13 дней, что менее установленного п. 12 Правил стажа – 16 лет 8 месяцев, в связи с чем период работы истицы с 1 января 2001 года по 14 октября 2014 года  в должности преподавателя хоровых дисциплин в МБОУ ДО Д*** не подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Пункт 12 Правил фактически воспроизвел положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067», предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года - без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Тем самым обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16 июля 2013 года № 1143-О, от 17 февраля                2015 года № 286-О, от 23 апреля 2015 года № 827-О, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по     старости, отдельных работников, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как           нарушение принципа равенства всех перед законом. Определение же того,           какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 ухудшает пенсионные права истицы и, что истица имеет право на назначение пенсии без учета вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 сентября  2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 6 ноября 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Русиновой Натальи Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: