Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения АГИЗО по земле
Документ от 25.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78152, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Зобова Л.В.                                                             Дело № 33а-5588/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          25 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Картюкова Алексея Николаевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 2 октября 2018 года, которым постановлено:

 

в удовлетворении  административного искового заявления Картюкова Алексея Николаевича  к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признания решения незаконным, возложении  обязанности  внести изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Картюков А.Н. обратился в суд с административным иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признания решения незаконным, возложении  обязанности  внести изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости.

В обоснование иска указал, что 22.02.2018 он обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** из земель населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью  4711, 00 кв.м, расположенного по адресу: ***, предоставленного истцу на основании договора аренды земельного участка  № 24-1-1717 от 01.12.2011, в соответствие с полученным разрешением на строительство № 73-73-915-2017 от 29.12.2017. Также истец просил  внести соответствующие изменений в договор аренды и ГКН.

21.05.2018 он получил отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах - в зоне размещения объектов социального и коммунально - бытового назначения Ц3, а также частично на территории, регламенты для которой отсутствуют.

Истец считает указанный отказ незаконным.

Ранее 15.06.2017 он обращался в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с  заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, однако 23.06.2017 получил отказ со ссылкой на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только при наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости. 29.12.2017 он получил разрешение на реконструкцию нежилого здания под физкультурно-оздоровительный комплекс №73-73-915-2017 и снова обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, но получил отказ. 21.08.2018  в пределах срока на обжалование решения он обратился в Ленинский районный суд с административным исковым заявлением, однако заявление ему было возвращено. Заявление было получено 31.08.2018 и направлено в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска.

В связи с этим истец просил суд восстановить срок на обжалование отказа Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 21.05.2018, признать  решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка №73-иогв-10-03.03/6159 исх. незаконным и обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***,  земли населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью 4711,0 кв.м., расположенного по адресу: ***, договор аренды земельного участка № 24-1-1717 от  01.12.2011, в соответствие с полученным разрешением на строительство № 73-73-915-2017 от 29.12.2017  и внести соответствующие изменения в договор аренды и государственный кадастр недвижимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра» Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования,  суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Картюков А.Н. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что в изменении вида разрешенного использования земельного участка ему было отказано со ссылкой на то, что спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а также частично на территории, регламенты для которой отсутствуют.  Данный факт был единственным основанием для отказа, в связи с чем он обратился в суд. В ходе судебного заседания было установлено, что земельный участок находится в одной зоне размещения объектов социального и коммунального – бытового назначения ЦЗ. Однако данные обстоятельства судом не были учтены.

В судебное заседание участники процесса не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 1, 7, 42 ЗК РФ собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Согласно ст. 37 ЗК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе  к общественно-деловой территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам (п. 6).

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Картюков А.Н. является арендатором земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Указанный факт подтверждается договором аренды  № 24-1-1717 от 01.12.2011,  договором передачи прав и обязанностей по договору аренды от 31.01.2013.

Из п. 1.1 договора аренды земельного участка № 24-1-1717 от 01.12.2011 следует, что  арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный  участок с кадастровым номером  *** из земель населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью 4 711, кв.м., находящийся  по адресу(имеющий адресные ориентиры): *** для использования: под нежилым зданием  (ранее – под кафе «Дорожное» и его подсобными помещениями), в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка.

Земельный участок находится в государственной собственности.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 12.10.2011 следует, что земельный участок с  кадастровым номером  ***, расположенный по адресу: ***, относиться к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилым зданием.

На указанном земельном участке расположено нежилое здание, кадастровый номер ***, собственником которого является Картюков А.Н.

15.06.2017 Картюков А.Н. обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об изменении  вида разрешенного использования земельного участка.

23.06.2017 Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказало Картюкову А.Н. в изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на то, что первичным является выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а затем изменение  вида разрешенного использования по факту его использования.

29.12.2017 Картюковым А.Н. получено разрешение на строительство № 73-73-915-2017, которым ему разрешена реконструкция объекта капитального строительства – нежилого здания под физкультурно-оздоровительный комплекс.

22.02.2018 Картюков А.Н. обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением об изменении  вида разрешенного использования земельного участка.

21.05.2018 Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказало Картюкову А.Н. в изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на то обстоятельство, что указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах – в зоне разрешения объектов социального и коммунально-бытового назначения Ц3, а также частично на территории, регламенты для которой отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Картюкова А.Н., суд первой инстанции указал на то, что в настоящее время наименование объекта капитального строительства с кадастровым номером *** (нежилое здание) соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** (под нежилым зданием). Реконструкция объекта недвижимого имущества – нежилого здания не закончена. Доказательства того, что отказ Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка препятствует вводу реконструированного объекта в эксплуатацию, отсутствуют.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Согласно кадастровому паспорту разрешенное использование спорного земельного участка – под нежилым зданием.

Как было указано выше, земельный участок находится в территориальной зоне Ц3.  Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, зона Ц3 – представляет собой зону размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

Указанная зона выделена, в том числе, для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей зон и территорий районного значения. В перечне основных видов разрешенного использования для указанной зоны вид разрешенного использования – под нежилым здание, не указан. Вместе с тем к основным видам разрешенного использования относится  спорт.

В данном случае истцом получено разрешение на реконструкцию нежилого здания под физкультурно-оздоровительный комплекс. В связи с этим он вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с фактическими целями его использования.

Отказ АГИЗО в изменении вида разрешенного использования земельного участка был вызван только тем, что указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах – в зоне разрешения объектов социального и коммунально-бытового назначения Ц3, а также частично на территории, регламенты для которой отсутствуют. Вместе с тем данный довод АГИЗО в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения.

По смыслу ст. 226 КАС РФ суд проверяет законность решения государственного органа только по основаниям, указанным в данном решении. Учитывая что основания, по которым истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, решение государственного органа подлежит отмене.

Требования Картюкова А.Н. о возложении на АГИЗО обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: ***. удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять собой государственный орган при решении данного вопроса.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом вышеприведенных положений законодательства судебная коллегия считает необходимым возложить на АГИЗО обязанность повторно  рассмотреть заявление Картюкова А.Н. об изменении вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: ***, без учета оснований отказа, изложенных в решении от 21.05.2018 №73-иогв-10-03.03/6159 исх., а также сообщить об исполнении решения в суд и Картюкову А.Н. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования истца о возложении на АГИЗО обязанности по внесению изменений в договор аренды земельного участка, а также в сведения ГКН, удовлетворению не подлежат, как заявленные преждевременно.

Кроме того, по требованиям о внесении изменений в ГКН АГИЗО не является надлежащим ответчиком. В случае принятия АГИЗО решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка указанные сведения направляются в орган регистрации в порядке ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции было допущено неверное применение норм действующего законодательства, решение суда  подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Картюкова А.Н. – признании незаконным решения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области №73-иогв-10-03.03/6159 исх. от 21.05.2018 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, земли населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью 4711,0 кв.м., расположенного по адресу:            ***.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от               2 октября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск Картюкова Алексея Николаевича удовлетворить частично.

Признать  незаконным решение Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области №73-иогв-10-03.03/6159 исх. от 21.05.2018 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***1,  земли населенных пунктов, территориальная зона Ц3, площадью 4711,0 кв.м., расположенного по адресу:            *** 2.

Обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области повторно рассмотреть заявление Картюкова Алексея Николаевича об изменении вида разрешенного земельного участка   с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: ***, без учета оснований отказа, изложенных в решении от 21.05.2018 №73-иогв-10-03.03/6159 исх.

Сообщить об исполнении решения в суд и Картюкову Алексею Николаевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований Картюкову Алексею Николаевичу отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: