Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 27.12.2018 под номером 77998, 2-я гражданская, об обеспечении средствами технической реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                        Дело № 33-5412/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Кузичевой Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Железнодорожного района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 15 октября 2018 года, по которому постановлено:

В удовлетворении иска прокурора Железнодорожного района в интересах К*** М*** А*** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения прокурора Кузичевой Н.Е., поддержавшей доводы апелляционного представления, законного представителя истца Кастолина А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд в интересах К*** М.А., *** года рождения, с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.

Иск мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки было установлено нарушение прав ребенка на предоставление льготного обеспечения техническими средствами реабилитации, а именно – *** в соответствии с ИПР 3 шт. в день в истекшем периоде 2018 года. Направления на получение данных ТСР не выдавались.

С учетом уточнения иска просил возложить обязанность на ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» обеспечить К*** М*** А***, ***г.р., техническими средствами реабилитации - *** в количестве 699 шт. согласно ИПР, возложить обязанность на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области проконтролировать реализацию ИПР К*** М.А., *** г.р.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство Финансов Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Железнодорожного района города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование представления указывает, что судом первой инстанции была ошибочно дана оценка тому, что *** не были получены по первым двум направлениям в связи с тем, что не подходят по размеру, по последнему – пока не решен вопрос о получении по предыдущим направлениям, при этом не оспаривая факта, что 29.05.2017 Бюро № 14-Филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» К*** М.А. была оформлена индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида, в соответствии с которой ему рекомендованы спорные *** для взрослых!%, размер «***», соответственно, факт нуждаемости его в данных средствах реабилитации доказан. Так же указывает, что судом не было принято во внимание того факта, что в соответствии с государственным контрактом, данные *** не были закуплены, в связи с чем не невозможно получить их по его ИПР.

В возражениях на апелляционное представление ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» просит оставить решение суда без изменения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на представление, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) (подп. «а» п. 3 Правил).

В силу абзаца 1 пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К*** М.А., ***г.р., является ребенком-инвалидом, в связи с чем имеет право на получение технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, которой предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в том числе обеспечение Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области инвалида *** для взрослых.

Из ИПР от 29.05.2017 к акту освидетельствования от № 1006.14.73/2017 в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации» К*** М.А. показано обеспечение *** размер «***» (***) с полным *** в количестве 3 шт. в сутки.

Согласно государственному контракту № *** от 26.01.2018г., заключенному ОГКУСО «ЦОГ ТСР и СКЛ и СА для лиц БОМЖ» (заказчик) с ООО «Ф***» (поставщик) поставщик обязуется поставить *** для обеспечения ими инвалидов (получатели) в 2018 году, а заказчик обязуется произвести оплату указанного товара в соответствии с условиями контракта. Количество, комплектность, технические характеристики товара, поставляемого в соответствии с настоящим контрактом , определяются в Спецификации ( Приложение № 1), являющегося неотъемлемой частью настоящего контракта.

Из технико-экономичского задания (приложение №1 Описание объекта закупки и количество) следует, что объектом закупки являлись «*** не менее 1000г - 11 000 шт., с *** не менее 1200г – 22 500 шт.

Согласно спецификации к данному договору закуплены «*** не менее 1200 г в количестве 33 500 шт., *** производитель ООО «Б***», страна происхождения Россия, соответствующие ГОСТу Р ***.Изделия *** медицинского назначения. ***.

01.02.2018 К*** М.А. выдано направление № *** в ООО «Ф***», на получение 447 шт. «*** не менее 1200г».

К*** М.А. выдано направление 28.02.2018 № *** в ООО «Ф***» , на получение 447 шт. « *** не менее 1200г».

17.04.2018 выдано направление № *** в ООО «Ф***» на получение 400 шт. «*** не менее 1000 г».

Судом установлено, что по указанным направлениям *** не получались, по первым двум в связи с тем, что не подходят по размеру (длине), по третьему по причине нерешения вопроса о получении изделий по предыдущим направлениям.

На обращение представителя К*** М.А. – Кастолина А.А. в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и в ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» с претензией по вопросу обеспечения истца техническими средствами реабилитации 17 апреля 2018 года даны ответы № ***. и № *** о невозможности обеспечения техническими средствами реабилитации (***) из-за технической ошибки в автоматизированной информационной системе. При этом разъяснено о наличии у инвалида права на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации и получение соответствующей денежной компенсации.

13.08.2018 выдано направление в ООО «Т***» на получение «*** не менее 1000 г» в количестве 500 шт. Изделия по указанному направлению истцом получены.

Статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н.

Согласно п. 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Компенсация выплачивается инвалиду на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства. При этом действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе, *** и специальными средствами при нарушении функций выделения за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.

Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.

Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине, в связи с чем в такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н.

Таким образом, установленное нарушение прав К*** М.А. не может быть восстановлено путем обязания ответчика выдать недостающие гигиенические средства за предыдущий период, то есть в данном случае прокурором избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права К*** М.А.

Поскольку прокурором заявлены требования именно об обязании предоставить К*** М.А. технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, а требований о возмещении убытков (взыскании затрат) не заявлено, то оснований для удовлетворения настоящего иска у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при постановлении решения, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленных по делу доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, и постановил законное и обоснованное решение при точном соблюдении гражданского процессуального законодательства.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном решении.

Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционное представление не содержит.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 15 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Железнодорожного района города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: