Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании выписать льготный рецепт на лекарственный препарат
Документ от 18.12.2018, опубликован на сайте 26.12.2018 под номером 77995, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                                            Дело № 33-5586/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    18 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть  имени заслуженного врача России В.А. Егорова» на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 1 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Суловой Зои Николаевны  удовлетворить частично.

Признать бездействие государственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая  медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», выразившееся в невыписывании Суловой Зое Николаевне  бесплатных рецептов на лекарственный препарат «***»  незаконным.

Обязать  государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая  медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать  Суловой Зое Николаевне  бесплатные рецепты на «***» в количестве 2 ***.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Суловой З.Н.  обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть  имени заслуженного врача России В.А. Егорова» (далее – ГУЗ «ЦК МСЧ») о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по выписыванию бесплатных рецептов на лекарственный препарат. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Сулова З.Н., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «ЦК МСЧ» с диагнозом «***», в соответствии с рекомендациями лечащего врача ФБГБУ «ГНЦ Институт иммунологии», служебной запиской главного внештатного *** Министерства здравоохранения Ульяновской области Сулова З.Н. постоянно нуждается в лекарственных препаратах: «***» (9 *** в год). Между тем, лечащим врачом ГУЗ «ЦК МСЧ» «***» в течение 2017 года Суловой З.Н. выписан один раз в количестве 1 упаковки. Просил признать незаконным бездействие ГУЗ «ЦК МСЧ», выразившееся в невыписывании Суловой З.Н. бесплатных рецептов на лекарственный препарат «***» в количестве 9 *** в год; обязать ГУЗ «ЦК МСЧ» выписывать  Суловой З.Н. бесплатные рецепты  на лекарственный препарат «***» (9 *** в год).

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «ЦК МСЧ» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года №2323-р утверждён перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год,  в котором отсутствует лекарственный препарат «***».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сулова З.Н.,  *** года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «ЦК МСЧ» с диагнозом: ***.

Сулова З.Н. с указанным выше диагнозом наблюдалась в ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России, лечащим врачом которого указано, что объем и периодичность терапии истца вариабельны  в различные периоды жизни пациентки, зависят от клинической ситуации и определяются лечащим врачом в конкретный период времени, для купирования одной острой жизнеугорожающей атаки необходим препарат «***»  *** 2 ***.

27 марта 2015 года Сулова З.Н. включена в регистр больных *** заболеваниями.

Материалами дела, в том числе вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 августа 2015 года, подтверждено, что Сулова З.Н. с целью симптоматического лечения острых приступов наследственного ***, обусловленного *** у взрослых, нуждается в лекарственном препарате «***» ***.

Однако названным лекарственным препаратом Сулова З.Н. не обеспечивается, льготные рецепты на данный препарат лечащим врачом истцу не выписываются.

Полагая, что ответчиком нарушено право Суловой З.Н. на льготное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ)  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 1); организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (п. 10);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года №403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в пункт *** которого включено заболевание «***».

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи (п. 1); назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям (п. 2).

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403 утверждена Программа государственных гарантий  бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Согласно разделу V программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи». За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (статьи 6.1 и 6.2).

Действительно, как указано в апелляционной жалобе, лекарственный препарат «***» *** не включен в утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год (приложение № 1) и лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение № 2).

Однако, данное обстоятельство в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Материалами дела и вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 августа 2015 года подтверждено, что истец нуждается в лекарственном препарате «***» *** с целью симптоматического лечения острых прступов наследственного ангионевротического отека, обусловленного дефицитом *** у взрослых.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, соглашаясь с решением суда первой инстанции, приходит к выводу о том, что ГУЗ «ЦК МСЧ» уклонилось от действий по решению вопроса об оформлении Суловой З.Н. бесплатного рецепта на обеспечение ее требуемым лекарственным препаратом.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 1 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи