Печать
Закрыть окно
Судебный акт
На банк возложена обязанность вернуть деньги вкладчика на счет
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 27.12.2018 под номером 77967, 2-я гражданская, о признании недействительным расторжение договора банковского вклада, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                  Дело № 33-5329/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Костюниной Н.В.,

судей Аладина П.К., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Скала П.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе «Тимер Банк» (публичного акционерного общества) на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования удовлетворить частично.

Обязать публичное акционерное общество «Тимер Банк» возвратить на вклад Т*** В*** В***, открытый в публичном акционерном обществе «Тимер Банк», номер счета ***, денежные средства в сумме   1 017 000 рублей.

Взыскать и перечислить на вклад Т*** В*** В***, открытый в публичном акционерном обществе «Тимер Банк», номер счета *** с публичного акционерного общества «Тимер Банк» проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29 ноября 2016 года по день вынесения решения суда в размере 155 637 рублей 05 копеек.

Взыскать с публичного акционерного общества «Тимер Банк»,  в пользу Ткачевой Майи Степановны штраф в сумме 586 318 рублей 53 копейки.

Взыскать с  публичного акционерного общества «Тимер Банк» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 14 063 рубля 19 копеек.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения представителя «Тимер Банк (ПАО) Беляевой А.В., просившей удовлетворить апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, пояснения Ткачевой М.С., Хвастуновой А.В., прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Данилова Е.В., просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах Т*** В.В., обратился в суд с иском к «Тимер Банк» (ПАО), ООО «ИК «ТФБ Финанс», ПАО «Татфондбанк», ГК «Агенство по страхованию вкладов» о признании недействительным расторжение договора банковского вклада № ***, применении последствия недействительности сделки; признании договора доверительного управления №*** недействительным; признании Т*** В.В. вкладчиком; возложении обязанности на ответчиков возвратить денежные средства на вклад Т*** В.В.; взыскании процентов, компенсации морального вреда и штрафа.

Требования мотивированы тем, что Т*** В.В. с 2012 года являлся клиентом «Тимер Банка» (ПАО). 28 ноября 2016 года в связи с окончанием срока вклада в размере 1 017 000 рублей, Т*** В.В. преследуя цель продления (пролонгирования) вклада пришел в банк. Сотрудник банка К*** Ю.С. предоставила ему для подписи пакет документов и сообщила, что 1 017 000 рублей будет перечислен на его вклад. Позже Т*** В.В. стало известно о том, что его денежные средства находятся не на его счете в «Тимер Банке» (ПАО), а перечислены в ПАО «Татфондбанк». Подписывая документы, Т*** В.В. действовал под влиянием существенного заблуждения. По его обращениям денежные средства возвращены не были.

 

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 августа 2018 года произведена замена умершего Т*** В.В. его правопреемниками –Ткачевой М.С., Ткачевым С.В., Хвастуновой О.В. по требованиям о признании договора доверительного управления  недействительным; возложении обязанности возвратить на вклад Т*** В.В., открытый в «Тимер Банк» (ПАО), денежные средства; взыскании с ПАО «Татфондбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов», «Тимер Банк» (ПАО) процентов за пользование чужими денежными средствами.

 

В части требований о взыскании с ПАО «Татфондбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов», «Тимер Банк» (ПАО) в пользу Т*** В.В. компенсации морального вреда производство по делу прекращено.

 

Уточнив исковые требования, прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах Ткачевой М.С., просил суд признать договор доверительного управления № *** от 28 ноября 2016 года, заключенный между Т*** В.В. и ООО «ИК «ТФБ Финанс», недействительным; обязать ПАО «Татфондбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов», «Тимер Банк» (ПАО) возвратить на вклад Т*** В.В., открытый в «Тимер Банк» (ПАО), денежные средства в сумме 1 017 000 рублей; взыскать и перечислить на вклад Т*** В.В. с ПАО «Татфондбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов», «Тимер Банк» (ПАО) проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29 ноября 2016 года по день вынесения решения суда в размере 154 447 рублей 43 копейки; взыскать и перечислить на вклад Т*** В.В. с ПАО «Татфондбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов», «Тимер Банк» (ПАО) штраф 50% от присужденной судом суммы.

 

Судом к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе «Тимер Банк» (ПАО) просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Жалоба мотивирована недоказанностью факта введения Т*** В.В. в заблуждение относительно природы сделки. Документы, подписываемые Т*** В.В., содержали информацию о том, с кем заключался договор доверительного управления имуществом, о его условиях и рисках. Действия Т*** В.В. по распоряжению о перечислении денежных средств на счет ООО «ИК «ТФБ Финанс» для инвестирования в ценные бумаги носили добровольный характер. Акт экспертного исследования по материалу проверки, положенный в основу вывода суда о подписании заявления не Т*** В.В., является недопустимым доказательством. Вывод об отсутствии у «Тимер Банка» (ПАО) права на перечисление денежных средств основан на неверном истолковании заявления Т*** В.В. Суд, взыскивая убытки, в нарушение статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ вышел за пределы доводов искового заявления. Кроме того, суд необоснованно взыскал штраф.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г. Ульяновска вынесенное решение суда считает законным и обоснованным.

 

Рассмотрев доводы жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Из материалов дела усматривается, что 28 ноября 2016 года Т*** В.В. были подписаны ряд документов в ПАО «Тимер Банк», в частности: заявление об открытии банковского вклада № ***; о присоединении к договору доверительного управления имуществом № *** от 28 ноября 2016 года; уведомление об инвестиционном профиле учредителя управления; заявление о перечислении со счета Т*** В.В.  на счет получателя ООО «ИК «ТФБ Финанс» денежной суммы в размере 1 017 000 рублей.

 

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор, выступая в качестве процессуального истца, указал, что Т*** В.В. не подписывал заявление о перечислении денежных средств.

 

Данный довод прокурора нашел свое подтверждение в суде первой инстанции.

 

Так, согласно акту экспертного исследования от 28 марта 2018 года. подготовленного ФБУ Ульяновской лабораторией судебной экспертизы Министерства юстиции РФ: «изображение рукописной записи: «Т*** В.В.», расположенное в электрофотографической копии заявления от имения Т*** В.В. от 28.11.2016 года, адресованное в ПАО «Татфондбанк», получено с рукописной записи, вероятно, выполненной не самим Т*** В.В., а другим лицом».

 

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

Экспертное исследование отвечает требованиям относимости и допустимости, поэтому обоснованно принято в качестве доказательства по делу (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).

 

При этом суд учел, что эксперт, проводивший исследование, имеет необходимое образование, квалификацию и большой стаж экспертной работы.

 

В целях соблюдения принципа состязательности процесса, суд предоставлял ответчику возможность заявить ходатайство о назначении судебной почерковедческой экспертизы, и, кроме того, обязывал предоставить подлинник заявления о перечислении денежных средств со счета Т*** В.В.

 

Вместе с тем указанный документ ответчиком представлен не был, ходатайства о назначении по делу почерковедческой экспертизы заявлено не было.

 

При этом суд обоснованно подверг критической оценке доводы ответчика о том, что данное заявление было направлено в ООО «ИК «ТФБ Финанс», поскольку в заключенном агентском договоре отсутствуют сведения об обязанности «Тимер Банк» (ПАО) передавать оригинал заявления о перечислении денежных средств.

 

Кроме того, в представленном акте приема-передачи также не содержится указания на передачу подлинника указанного выше заявления.

 

Судом первой инстанции запрашивался в  ООО «ИК «ТФБ Финанс» и  ПАО «Татфондбанк» оригинал заявления, который представлен не был.

 

При рассмотрении дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к правильному выводу о том, что у «Тимер Банк» (ПАО) отсутствовали правовые основания для перечисления денежных средств со счета Ткачева В.В., поскольку такого распоряжения последний не давал.

 

Именно в связи с этим суд пришел к выводу о том. что в результате незаконных действий «Тимер Банк» (ПАО) по перечислению денежных средств со счета Т*** В.В. последнему, равно как в настоящее время его наследникам, был причинен реальный ущерб (ст. 15 ГК РФ), который подлежит возмещению причинителем.

 

В соответствии с требованиями ст. 395 Гражданского кодекса РФ суд произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 155 637 рублей 05 копеек.

 

В соответствии с требованиями Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», установив, что денежные средства, внесенные на вклад, являются совместной собственностью супругов, суд обоснованно взыскал в пользу Ткачевой М.С. штраф в сумме 586 318 рублей 53 копейки.

 

При этом оснований для применения ст. 333 Гражданского кодекса РФ у суда первой инстанции не имелось, поскольку ответчик такого заявления не сделал.

 

Выводы суда первой инстанции надлежащим образом мотивированы в решении, суд апелляционной инстанции с ними соглашается, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют требованиям норм материального права.

 

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

 

Изложенные в ней доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.

 

При этом следует отметить, что заявление представителя ответчика о применении ст. 333 Гражданского кодекса РФ в суде апелляционной инстанции удовлетворению не подлежит, поскольку, как указано выше такого заявления в суде первой инстанции не делалось, и, кроме того, в обоснование этого заявления не представлены какие-либо заслуживающие внимание юридически значимые обстоятельства.

 

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, поэтому в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в пределах доводов, изложенных в ней.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу «Тимер Банк» (публичного акционерного общества) – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: