Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Нарушение противопожарных правил
Документ от 18.12.2018, опубликован на сайте 26.12.2018 под номером 77892, 2-я гражданская, о запрещении деятельности, устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сычёва О.А.                                                                  Дело № 33а-5368/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               18 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 24 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области устранить нарушения требований  пожарной безопасности в зданиях и помещениях учреждения по адресу: ***, а именно:

-помещение здания дневного стационара (комната № 17), расположенное на втором этаже здания, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией,

- в помещении здания дневного стационара (комната № 16), расположенном на втором этаже здания, установить не менее двух пожарных извещателей;

-  помещение здания дневного стационара (коридор  около комнаты № 16),   расположенное на втором этаже здания, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с установкой дымовых пожарных извещателей;

-  помещение здания дневного стационара (комната № 8), расположенное на третьем  этаже здания, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с установкой дымовых пожарных извещателей;

- в помещении здания дневного стационара (комната № 1а), расположенном на третьем  этаже здания, установить не менее двух пожарных извещателей;

- в помещении здания дневного стационара (комната № 1в), расположенном на третьем  этаже здания, установить не менее двух пожарных извещателей;

-  помещение здания дневного стационара (комната № 1б), расположенное на третьем  этаже здания, оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- помещение здания чердака флюрографического отделения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;

- в помещении здания флюрографического отделения (кабинеты юрисконсульта, экономиста), расположенном на первом этаже здания, установить не менее двух пожарных извещателей;

- помещение коридора здания флюрографического отделения (около кабинетов юрисконсульта, экономиста) оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., представителя ГКУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» Ледяевой О.Ю., представителя ГУ МЧС России по Ульяновской области Евсиевича А.Н., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, с иском к Государственному казенному учреждению здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» (далее ГКУЗ ОКПТД), Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об устранении нарушений требований  пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной прокуратурой района с участием специалистов территориального подразделения ОНД по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области проверки были выявлены нарушения ГКУЗ ОКПТД  требований противопожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, положений Правил противопожарного режима в РФ.

Поскольку выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья граждан – посетителей и сотрудников медицинского учреждения, прокурор с учетом уточненных требований просил суд возложить на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц  привлечено  ГУ МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу,  суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда. В обоснование жалобы указывает на то, что ГКУЗ ОКПТД  является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, обязано эффективно использовать имущество, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы. В соответствии с уставом ГКУЗ ОКПТД полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Министерство является органом исполнительной власти и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области. Бюджет является дефицитным. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить возложенные на него функции.  Таким образом, на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не может быть возложена обязанность устранить нарушения правил пожарной безопасности.

В судебное заседание не явился представитель Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела. 

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие. 

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска  с участием специалистов территориального подразделения ОНД по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области проверки в помещении ГКУЗ ОКПТД, расположенном по адресу: ***,  выявлены нарушения  требований пожарной безопасности.

В частности, установлены следующие нарушения п.2 ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: помещение здания дневного стационара (комната № 17), расположенное на втором этаже здания, необходимо оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, в помещении здания дневного стационара (комната № 16), расположенном на втором этаже здания, необходимо установить не менее двух пожарных извещателей; помещение здания дневного стационара (коридор  около комнаты № 16),   расположенное на втором этаже здания, следует оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с установкой дымовых пожарных извещателей; помещение здания дневного стационара (комната № 8), расположенное на третьем  этаже здания, следует оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с установкой дымовых пожарных извещателей; в помещении здания дневного стационара (комната № 1а), расположенном на третьем  этаже здания, необходимо установить не менее двух пожарных извещателей; в помещении здания дневного стационара (комната № 1в), расположенном на третьем  этаже здания, требуется установить не менее двух пожарных извещателей;   помещение здания дневного стационара (комната № 1б), расположенное на третьем  этаже здания, необходимо оборудовать автоматической пожарной сигнализацией;  помещение здания чердака флюрографического отделения следует оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; в помещении здания флюрографического отделения (кабинеты юрисконсульта, экономиста), расположенном на первом этаже здания, нужно установить не менее двух пожарных извещателей; помещение коридора здания флюрографического отделения (около кабинетов юрисконсульта, экономиста) надлежит оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обоснованно возложил на ГКУЗ ОКПТД обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности по устранению выявленных нарушений требования пожарной безопасности на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Учредителем и собственником имущества ГКУЗ ОКПТД является Ульяновская область. Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от имени Ульяновской области выполняет полномочия и функции учредителя учреждения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п. 1.1, 1,4, 2.2.17 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения), государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство (далее - учреждения социальной сферы).

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения и социальной сферы; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Таким образом, именно через Министерство выделяются денежные средства из областного бюджета на содержание ГКУЗ ОКПТД, именно Министерство вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач, путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Учитывая вышеизложенное, на Министерство должна быть возложена обязанность не по устранению нарушения требований  пожарной безопасности в помещениях ГКУЗ ОКПТД по адресу: ***, а по финансированию проведения указанных работ.  Доводы Министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, являются не состоятельными.

 

Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене в части возложения на Министерство обязанности по устранению нарушений требований  пожарной безопасности в помещениях ГКУЗ ОКПТД, с принятием  по делу в этой части нового решения о возложении на Министерство обязанности по финансированию проведения указанных работ.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 24 сентября 2018 года отменить в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности устранить нарушения требований  пожарной безопасности в зданиях и помещениях ГКУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» по адресу: г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 4.

Принять в этом части новое решение, которым возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований  пожарной безопасности в зданиях и помещениях ГКУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» по адресу: ***.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      

 

Судьи: