Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 20.12.2018 под номером 77839, 2-я гражданская, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                            УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                                   Дело № 33-5504/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ищенко Веры Петровны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 30 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

Иск Ищенко Веры Петровны  к Государственному учреждению – Управлению   Пенсионного  фонда Российской  Федерации в  Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области удовлетворить частично. 

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской  Федерации в  Засвияжском районе  г.Ульяновска Ульяновской области  включить Ищенко Вере Петровне в специальный стаж, дающий право  на назначение  страховой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью  по  охране здоровья  населения  в учреждениях  здравоохранения,  периоды:

- нахождения на курсах  повышения квалификации с  07.10.1997 г. по  06.11.1997 г. (1 мес.) в период работы в должности медсестры   физиотерапевтического   отделения   в/ч  *** и нахождения на курсах повышения  квалификации  с 01.03.2004 г. по 31.03.2004 г. (1 месяц) в период работы в должности заведующей фельдшерского здравпункта «В***» в Г***.

В  удовлетворении  иска  Ищенко Веры Петровны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в  Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области в остальной части  отказать. 

Взыскать с Государственного учреждения  – Управления  Пенсионного  фонда Российской  Федерации в  Засвияжском районе  г.Ульяновска Ульяновской области    в пользу Ищенко Веры Петровны в счет  возмещения  судебных  расходов  по оплате государственной пошлины в  сумме 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Ищенко В.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ищенко В.П. обратилась в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области  (далее также – УПФ ) о возложении  обязанности  включить  в специальный  стаж  определенные  периоды  трудовой деятельности, о признании права на назначение страховой пенсии по  старости досрочно  в  связи с  лечебной и  иной деятельностью  по охране здоровья  населения в учреждениях здравоохранения, возложении обязанности назначить такую пенсию.

Иск мотивировала тем, что её трудовая деятельность была связана с  осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.  03.11.2017 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей  страховой пенсии по старости досрочно, в связи с  осуществлением лечебной  и  иной деятельности  по  охране  здоровья  населения,  в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30  Федерального  закона № 400-ФЗ от  28.12.2013 г.  «О  страховых  пенсиях», решением от 30.05.2018 ей отказано в назначении  такой пенсии, так как  специальный стаж на дату обращения составляет 25 лет 1 месяц 19 дней, при требуемом стаже 30 лет. В период с 24.08.1995 по 10.07.1996 она проходила военную службу в Вооруженных силах СССР в должности медицинской сестры, пенсионный орган необоснованно не включил его в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В период с 12.08.1996 по 14.07.1998 она работала в войсковой части №*** на должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения. Данный период не был включен в специальный стаж, поскольку (войсковая часть) не предусмотрена  перечнями структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, полагает, что пенсионный орган неправомерно не включил указанный период. В период с 2.07.2005 по 30.06.2007 она работала в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***». УПФ РФ по Засвияжскому району г.Ульяновска не включило работу в указанный период в специальный стаж, указав, что ОАО не предусмотрено Списком №781 от 29.10.2002. Между тем, на момент выполнения ею трудовой функции в здравпункте ОАО «К***» здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения. ОАО «К***» имело лицензию на право осуществления  медицинской деятельности. Поскольку она осуществляла медицинские функции и это подтверждается записью в трудовой книжке, выпиской из штатного расписания, в специализированном подразделении организации, имеющей соответствующую лицензию на право осуществления медицинской деятельности, у нее возникло право на включение указанного периода работы в специальный стаж независимо от  наименования организации, ее организационно-правовой формы, а также отсутствия указания в индивидуальном лицевом счете на медицинскую деятельность по вине работодателя. С 1.03.2004 по 31.03.2004 она находилась на курсах повышения квалификации в период работы в должности заведующей здравпунктом «В***» в Г***. В совокупности пенсионным органом не включены в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды, составляющие в совокупности 4 года 11 месяцев и 21 день.

По уточненным в ходе рассмотрения дела требованиям  истица просила суд обязать ответчика включить в  ее специальный стаж период работы  с 02.07.2005 по 30.06.2007  в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***»; с 01.03.2004 по 31.03.2004 прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности заведующей фельдшерского здравпункта «В***» в Г***;  с  07.10.1997  по  06.11.1997   нахождение на курсах  повышения квалификации с отрывом от работы в должности медсестры физиотерапевтического   отделения  в/ч  ***, признать  за  ней  право на  назначение  досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране  здоровья населения в учреждениях здравоохранения – с 03.11.2017, возложить обязанность  назначить ей такую пенсию  с 03.11.2017. 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное  решение.

В апелляционной жалобе Ищенко В.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить в части  отказа во включении в специальный стаж периода работы с 2.07.2005 по 30.06.2007 в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***» и назначении пенсии с 3.11.2017, принять по делу новое решение, которым её исковые требования в указанной части удовлетворить.

В обоснование жалобы указывает, что в спорный период с 02.07.2005 по 30.06.2007 действовало  Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (до редакции 2009 года) где в п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном  настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей). Кроме того, в обоснование доводов жалобы ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 3.06.2004 №11-П. Также отмечает, что ОАО «КФ «Волжанка» производило отчисления за истицу в пенсионный орган. Более того указывает, что в спорный период у ОАО «К***» имелась лицензия на осуществление медицинской деятельности, копия которой была представлена суду.     

В отзыве на апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.   

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица,  извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб.

Как установлено судом первой инстанции, трудовая деятельность  Ищенко В.П., *** года рождения, связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья  населения.

3 ноября 2017 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении  ей страховой   пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности  по  охране  здоровья  населения, в соответствии с  п.20 ч. 1 ст. 30  Федерального закона № 400-ФЗ  от  28.12.2013   «О  страховых  пенсиях». 

Согласно решения Управления №1041 от 28.06.2018 (во изменение решения №1003 от 30.05.2018) в специальный стаж Ищенко В.П. не засчитаны периоды ее работы с 29.10.1996 по 01.11.1996 – нахождение в отпуске без сохранения заработной платы в период работы в в\ч *** в должности медсестры физиотерапевтического кабинета; с 07.10.1997 по 06.11.1997 – нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от работы в должности медсестры физиотерапевтического отделения в в\ч ***; с 01.03.2004 по 31.03.2004 – нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от работы в должности заведующей фельдшерского здравпункта «В***» в Г***; с 02.07.2005 по 30.06.2007 – работа в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***», поскольку учреждение не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области Ищенко В.П. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением  лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения  в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400 –ФЗ «О страховых пенсиях», так как специальный стаж на дату обращения составил 27 лет 10 месяцев 06 дней, вместо требуемого - 30 лет.

Основанием к отказу во включении спорного периода – с 02.07.2005 по 30.06.2007   в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***»  послужило то, что  в силу  п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ право на досрочное  назначение   страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. ОАО «К***» является коммерческой организацией и по своей организационно-правой форме к учреждениям не относится.

Кроме того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета  застрахованного лица Ищенко В.П. сформированной на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета, а именно в разделе «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» по спорным периодам работы не указано  какое-либо основание (код) для досрочного назначения пенсии.

Ищенко В.П., считая отказ пенсионного органа в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости с 3 ноября 2017 года незаконным и нарушающим ее права, обратилась в суд с иском о включении периодов ее работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования  истицы  о  включении в специальный стаж  периодов  нахождения  на курсах повышения квалификации    с 01.03.2004 по 31.03.2004  в  период работы в должности заведующей фельдшерского здравпункта «В***» в Г***; с  07.10.1997  по  06.11.1997  – в период   работы  в  должности  медсестры  физиотерапевтического  отделения в/ч  *** – подлежат  удовлетворению.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Как следует из  копии  трудовой  книжки истицы, в период со 02.07.2005 по 30.06.2007 она работала в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***». 

При разрешении требований в части включения в специальный стаж Ищенко В.П. периода работы в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***» с 02.07.2005 по 30.06.2007 суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения требований в указанной части.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы относительно необоснованного отказа во включении в специальный стаж истицы периода с 02.07.2005 по 30.06.2007 является несостоятельным в силу следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Разрешая заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции правомерно указал, что действующим в  настоящее время  Постановлением  Правительства  РФ от 29 октября 2002 года №  781,   не  предусмотрено   право  на  установление  пенсии  на льготных условиях лицам, работающим в должности заведующей  здравпунктом  в    коммерческой организации. 

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, акционерное общество не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ОАО «К***» не отчиталось за спорный период работы истицы в системе индивидуального (персонифицированного) учета как «особые  условия»,  что усматривается из материалов пенсионного (отказного) дела, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ищенко В.П.   

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Ищенко В.П. о включении в специальный стаж периодов ее работы в должности заведующей здравпунктом в ОАО «К***» с 02.07.2005 по 30.06.2007.

Поскольку стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, составляет менее 30 лет, право на страховую пенсию по старости на момент обращения к ответчику у Ищенко В.П. отсутствует, в связи с чем в удовлетворении требований истицы о назначении досрочной страховой пенсии судом было правомерно отказано.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 30 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ищенко Веры Петровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: