Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении СНиП, нарушений пожарной безопасности
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 20.12.2018 под номером 77808, 2-я гражданская, об устранении нарушения пожарной безопасности, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Ханбекова Н.М.                                                          Дело № 33а-5202/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания в р.п.Павловка», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  устранить нарушения правил пожарной безопасности:

в отделении пребывания группы пожилого возраста автоматическую пожарную сигнализацию смонтировать в соответствии с требованиями НПБ 88-2001;

автоматическую пожарную сигнализацию привести в исправное состояние.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований административному истцу отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора           Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителей Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания в р.п.Павловка» Густайте Н.И. и Шепелевой Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Павловского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания в р.п.Павловка» (далее - ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка»), Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области устранить нарушения пожарной безопасности, а именно произвести следующие работы: конструкции чердачных помещений ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» обработать огнезащитным составом; в отделении пребывания группы пожилого возраста автоматическую пожарную сигнализацию смонтировать в соответствии с требованиями НПБ 88-2001; автоматическую пожарную сигнализацию привести в исправное состояние.

В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Павловского района Ульяновской области совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому, Радищевскому и Старокулаткинскому районам Ульяновской области ГУ МЧС России проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка», в ходе которой выявлены нарушения закона.

Конструкции чердачных помещений ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» не обработаны огнезащитным составом в нарушение требований МДС 21-1.98 п.10.1, п.6.4 ГОСТ Р 53292-2009. В отделении пребывания группы пожилого возраста в коридоре автоматическая пожарная сигнализация смонтирована под подвесным потолком в нарушение требований п.п. 12.20, 12.23 НПБ 88-2001. В административном здании АПС находится в неисправном состоянии в нарушение требований п.61 ППР РФ.

Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности создает реальную угрозу пожаров и, соответственно, причинению вреда жизни и здоровью находящихся в учреждении лиц.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

В обоснование жалобы указывает, что ОГБУСО «КЦСО в р.п.Павловка» является государственным бюджетным учреждением, в связи с чем отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя учреждений здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, имеющих организационно-правовую форму казенных, бюджетных и автономных учреждений. Собственником ОГБУСО «КЦСО в р.п.Павловка» является Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Министерство является органом исполнительной власти и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области. Бюджет является дефицитным. Министерство не может самостоятельно за счет внутренних резервов исполнить возложенные на него функции. Таким образом, на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не может быть возложена обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Павловского района Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив правильность принятого решения в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Павловского района Ульяновской области совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому, Радищевскому и Старокулаткинскому районам Ульяновской области ГУ МЧС России проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» выявлены нарушения требований пожарной безопасности: конструкции чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом, в отделении пребывания группы пожилого возраста автоматическая пожарная сигнализация смонтирована не в  соответствии с требованиями НПБ 88-2001, автоматическая пожарная сигнализация не приведена в исправное состояние.

В ходе рассмотрения дела ответчиком ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» устранено нарушение пожарной безопасности на чердачных помещениях - конструкции чердачных помещений обработаны огнезащитным составом.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пришел к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности на ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка», а также на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в подчинении которого находится учреждение социальной сферы ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка».

Доводы Министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно Уставу ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» является бюджетным учреждением.

Учредителем и собственником имущества ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» является Ульяновская область.

Полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. 

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Ульяновской области - в виде субсидий.

Согласно ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, основным источником финансирования деятельности ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» являются бюджетные средства.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п.п. 1.1, 1,4, 2.2.17 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения (учреждения здравоохранения), государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство (учреждения социальной сферы).

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения и социальной сферы; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Таким образом, именно через Министерство выделяются денежные средства из областного бюджета на содержание ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка», именно Министерство вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач, путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

В силу указанного суд обоснованно признал Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области надлежащим ответчиком по делу.

Однако судебная коллегия не соглашается с решением суда в части возложения на Министерство обязанности по совершению конкретных действий по приведению в исправное состояние пожарной сигнализации и монтажу пожарной сигнализации в ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка», поскольку на основании приведенных выше норм права на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области может быть возложена только обязанность по финансированию данных мероприятий, так как учреждение финансируется через указанное ведомственное Министерство.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности подлежит отмене с принятием в данной части нового решения о возложении на Министерство обязанности по финансированию указанных мероприятий.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2018 года отменить в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

Принять в данной части новое решение, которым возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в Областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания в р.п.Павловка».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      

 

Судьи: