У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Ханбекова
Н.М.
Дело № 33а-5202/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
11 декабря 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Туктаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области на решение Николаевского районного суда
Ульяновской области от 27 августа 2018 года, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской
области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания в
р.п.Павловка», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области устранить нарушения
правил пожарной безопасности:
в отделении пребывания группы пожилого возраста
автоматическую пожарную сигнализацию смонтировать в соответствии с требованиями
НПБ 88-2001;
автоматическую пожарную сигнализацию привести в исправное
состояние.
В удовлетворении остальной части административных исковых
требований административному истцу отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, представителей Областного государственного
бюджетного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального
обслуживания в р.п.Павловка» Густайте Н.И. и Шепелевой Е.В., полагавших решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Павловского района Ульяновской области обратился в
суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении
обязанности на Областное государственное бюджетное учреждение социального
обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания в р.п.Павловка» (далее
- ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка»), Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской
области устранить нарушения пожарной безопасности, а именно произвести
следующие работы: конструкции чердачных помещений ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка»
обработать огнезащитным составом; в отделении пребывания группы пожилого возраста
автоматическую пожарную сигнализацию смонтировать в соответствии с требованиями
НПБ 88-2001; автоматическую пожарную сигнализацию привести в исправное
состояние.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой
Павловского района Ульяновской области совместно с сотрудниками отделения
надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому, Радищевскому и
Старокулаткинскому районам Ульяновской области ГУ МЧС России проведена проверка
исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ОГБУСО «КЦСО в
р.п. Павловка», в ходе которой выявлены нарушения закона.
Конструкции чердачных помещений ОГБУСО «КЦСО в р.п.
Павловка» не обработаны огнезащитным составом в нарушение требований МДС
21-1.98 п.10.1, п.6.4 ГОСТ Р 53292-2009. В отделении пребывания группы пожилого
возраста в коридоре автоматическая пожарная сигнализация смонтирована под
подвесным потолком в нарушение требований п.п. 12.20, 12.23 НПБ 88-2001. В
административном здании АПС находится в неисправном состоянии в нарушение
требований п.61 ППР РФ.
Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности
создает реальную угрозу пожаров и, соответственно, причинению вреда жизни и
здоровью находящихся в учреждении лиц.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены
Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
ГУ МЧС России по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда как
незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований
прокурора к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области.
В обоснование жалобы указывает, что ОГБУСО «КЦСО в
р.п.Павловка» является государственным бюджетным учреждением, в связи с чем
отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного
управления имуществом, в том числе за счет средств, полученных от приносящей
доход деятельности. Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя
учреждений здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания,
имеющих организационно-правовую форму казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Собственником ОГБУСО «КЦСО в р.п.Павловка» является Агентство государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области. Министерство является
органом исполнительной власти и осуществляет функции главного распорядителя и
получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на
содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Все денежные
средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и
используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов
бюджета Ульяновской области. Бюджет является дефицитным. Министерство не может
самостоятельно за счет внутренних резервов исполнить возложенные на него
функции. Таким образом, на Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не может быть возложена обязанность по
устранению нарушений правил пожарной безопасности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Павловского
района Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным, а
апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились
представители Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, Агентства
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ГУ МЧС
России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены
надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив правильность принятого решения в полном объеме,
обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой
Павловского района Ульяновской области совместно с сотрудниками отделения
надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому, Радищевскому и
Старокулаткинскому районам Ульяновской области ГУ МЧС России проверки
исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ОГБУСО «КЦСО в
р.п. Павловка» выявлены нарушения требований пожарной безопасности: конструкции
чердачных помещений не обработаны огнезащитным составом, в отделении пребывания
группы пожилого возраста автоматическая пожарная сигнализация смонтирована не
в соответствии с требованиями НПБ
88-2001, автоматическая пожарная сигнализация не приведена в исправное
состояние.
В ходе рассмотрения дела ответчиком ОГБУСО «КЦСО в р.п.
Павловка» устранено нарушение пожарной безопасности на чердачных помещениях -
конструкции чердачных помещений обработаны огнезащитным составом.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь
положениями Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Федеральным законом от
22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
пришел к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по
устранению нарушений требований пожарной безопасности на ОГБУСО «КЦСО в р.п.
Павловка», а также на Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, в подчинении которого находится учреждение
социальной сферы ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка».
Доводы Министерства о том, что оно не является надлежащим
ответчиком по делу, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно Уставу ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» является
бюджетным учреждением.
Учредителем и собственником имущества ОГБУСО «КЦСО в р.п.
Павловка» является Ульяновская область.
Полномочия и функции собственника имущества учреждения от
имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области.
Полномочия и функции учредителя учреждения от имени
Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения
осуществляется за счет средств бюджета Ульяновской области - в виде субсидий.
Согласно ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения
государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется
в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, основным источником финансирования
деятельности ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка» являются бюджетные средства.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
20.06.2016 № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Согласно п.п. 1.1, 1,4, 2.2.17 Положения Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим
в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере
охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения,
государственной семейной политики и демографической политики Российской
Федерации.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно,
через территориальный орган, а также через медицинские организации
государственной системы здравоохранения (учреждения здравоохранения),
государственные организации социального обслуживания, государственные
организации социальной защиты населения и государственные организации для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции и полномочия
учредителя которых осуществляет Министерство (учреждения социальной сферы).
Министерство осуществляет функции главного распорядителя и
получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на
содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также
главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области:
утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений
здравоохранения и социальной сферы; формирует в установленном порядке бюджетные
ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в
областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по
составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов,
отнесенных к компетенции Министерства.
Таким образом, именно через Министерство выделяются денежные
средства из областного бюджета на содержание ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка»,
именно Министерство вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства
на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач, путем подготовки
предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части
вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
В силу указанного суд обоснованно признал Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области надлежащим
ответчиком по делу.
Однако судебная коллегия не соглашается с решением суда в
части возложения на Министерство обязанности по совершению конкретных действий
по приведению в исправное состояние пожарной сигнализации и монтажу пожарной
сигнализации в ОГБУСО «КЦСО в р.п. Павловка», поскольку на основании
приведенных выше норм права на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области может быть возложена только
обязанность по финансированию данных мероприятий, так как учреждение
финансируется через указанное ведомственное Министерство.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда в части
возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области обязанности по устранению нарушений правил пожарной
безопасности подлежит отмене с принятием в данной части нового решения о
возложении на Министерство обязанности по финансированию указанных мероприятий.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Николаевского районного суда Ульяновской области от
27 августа 2018 года отменить в части возложения на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Принять в данной части новое решение, которым возложить на
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений
правил пожарной безопасности в Областном государственном бюджетном учреждении
социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания в
р.п.Павловка».
В остальной части решение суда оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: