Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание предписания агентства ветеринарии
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 26.12.2018 под номером 77794, 2-я гражданская, о признании незаконным предписания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Елистратов А.М.                                                     Дело № 33а-4995/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                         11 декабря  2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Тандер» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска акционерного общества «Тандер» к Агентству Ветеринарии Ульяновской области о признании предписания от 21.06.2018г. незаконным и отмене указанного предписания отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя АО «Тандер» Юсипова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области Самсоновой Н.И., Романовой М.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

АО «Тандер» обратилось в суд с иском к Агентству Ветеринарии Ульяновской области о признании незаконным и отмене предписания от 21.06.2018.

Исковые требования мотивированы следующим.

Предписание вынесено по результатам внеплановой проверки продовольственного магазина «Магнит» по адресу ***. Предписание является незаконным, поскольку проверка проведена в отсутствие распоряжения о проведении проверки.

Проведение проверки не было согласовано с органами прокуратуры.

Нарушены сроки проведения проверки. Учитывая, что срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, срок проверки закончился 07.06.2018. Отбор продукции осуществлялся с нарушением закона – в отсутствие представителя АО «Тандер».

Требования предписания о проведении дезинфекции являются незаконными, поскольку на момент вынесения предписания работы по дезинфекции были проведены, что подтверждается актом от 14.06.2018.

Незаконным является требование о предоставлении ветеринарных документов, поскольку ветеринарные документы на момент проверки имелись. Они были оформлены в электронном виде, что предусмотрено законом.

Указание в декларации кода 1602 по мясным полуфабрикатам не может служить основанием для отмены действия деклараций. Необходимость проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения удостоверяющего соответствие пищевой продукции требованиям безопасности в ветеринарном отношении при переработке мяса отсутствует, поскольку мясные полуфабрикаты следует отнести к категории готовой продукции (код ТН ВЭД 1602), на которую данные требования не распространяются.

Выпуск мясных и рыбных полуфабрикатов не может быть приостановлен в связи с  незаконными пунктами 2-4 предписания. Вся изготавливаемая и реализуемая продукция в гипермаркете «Магнит» обязательно проходит ветеринарные исследования. В случае выявления отклонений продукция утилизируется в установленном законом порядке и сроки. Кроме того, в данном случае утилизация невозможна без выдачи соответствующего документа Агентством ветеринарии.

В связи с этим истец просил признать незаконным и отменить предписание Агентства ветеринарии Ульяновской области от 21.06.2018.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе АО «Тандер» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу Агентство ветеринарии Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 18.04.2018 работником АО «Тандер» (гипермаркет «Магнит» на *** в г.Ульяновске) Красненковой Е.В. на исследование в ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» была направлена проба продукции, реализуемой в магазине «Магнит» АО «Тандер» по адресу: ***, а именно: голень куриная. В результате лабораторных исследований в продукции выявлена инфекция сальмонелла энтеритидис.

Из объяснений Красненковой Е.В. следует, что партия продукции, из которой в качестве пробы была взята голень куриная, была реализована в торговом зале и через «гриль».

В связи с указанным фактом 08.05.2018 Агентством ветеринарии Ульяновской области было издано распоряжение № 236-р о проведении внеплановой выездной проверки АО «Тандер» - гипермаркет «Магнит» по адресу: ***, в период с 11 по 25 мая 2018 года.

10.05.2018 проведение указанной проверки было согласовано с прокуратурой Ульяновской области.

11 и 15 мая 2018 при выходе на место провести проверку не удалось, поскольку АО «Тандер», надлежащим образом извещенное о месте и времени проведения проверки, не обеспечило явку своего представителя. Данные факты подтверждаются актами  о невозможности проведения проверки от 15 и 25 мая 2018 года.

31.05.2018 Агентством ветеринарии Ульяновской области было вынесено распоряжение № 272-р о проведении внеплановой выездной проверки  в отношении АО «Тандер» - место нахождения юридического лица – г.Краснодар, ул. Леваневского, 185, место фактического осуществления деятельности – ***. Срок проверки - с 01.06.2018 по 29.06.2018.

Проверка проводилась, в том числе, на основании подпункта «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку имелась информация о факте возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (обнаружение сальмонеллеза в продуктах).

По результатам проверки был составлен акт от 21.06.2018. В акте указано на то, что в ходе проведения проверки не были представлены ветеринарные сопроводительные документы, подтверждающие эпизоотическое благополучие территории, места производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечивающие прослеживаемость, безопасность и качество товаров при их заготовке, производстве, хранении, реализации. 

В 30 отобранных пробах животноводческой продукции было выявлено завышение микробиологической обсемененности, а также несоответствие продукции органолептическим и биохимическим показателям.

Кроме того, было установлено, что в гипермаркете осуществляется заготовка, хранение, переработка и реализация животноводческой продукции. По результатам лабораторных испытаний и в соответствии с экспертным заключением ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» в пяти образцах смывов с оборудования в цехе собственного производства гипермаркета были обнаружены отклонения  по микробиологическим показателям – сальмонеллы, что свидетельствует о нарушении санитарного режима и расценивается как показатель неблагополучия объекта.

По результатам указанной проверки  в адрес АО «Тендер» было выдано предписание, в котором указано:

1. провести вынужденную дезинфекцию  в цехе собственного производства гипермаркета АО «Тандер» по *** и предоставить в Агентство ветеринарии Ульяновской области документальное подтверждение проведенных мероприятий;

2. организовать заготовку, хранение, переработку и реализацию пищевой продукции и продовольственного сырья при наличии ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих безопасность и качество;

3. организовать в гипермаркете АО «Тандер» на *** изготовление и выпуск в обращение на территории таможенного союза: полуфабрикатов мясных и мясосодержащих, из субпродуктов, из мяса птицы и субпродуктов птицы охлажденных и замороженных, полуфабрикатов мясных, мясосодрежащих и из мяса птицы рубленных охлажденных и замороженных, фарша замороженного, рыбы, нерыбные объекты фасованные и полуфабрикаты из них после проведения государственной  ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения, удостоверяющего соответствие пищевой продукции требованиям безопасности в ветеринарном отношении;

4. разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (программе производственного контроля входного контроля и контроля готовой продукции) в гипермаркете АО «Тандер» на ***, в соответствии требованиями, предъявляемыми к безопасности продукции в ветеринарно-санитарном отношении и выпуске в обращении на территорию таможенного Союза (в отношении животноводческой продукции);

5. прекратить действие деклараций о соответствии ЕАЭС № RU Д- RU.РА01.В.70345 (дата регистрации 24.11.2017), ЕАЭС № RU Д- RU.РА01.В.70332 (дата регистрации 24.11.2017);

6. предоставить в Агентство ветеринарии Ульяновской области надлежащим образом заверенную копию уведомления в Федеральную службу по аккредитации «Росаккредитация» о прекращении действия  деклараций, указанных в п. 5 предписания с обязательным приложением документов, подтверждающих направление уведомления в «Росаккредитацию»;

7. приостановить выпуск  продукции, изготовленной цехом собственного производства АО «Тандер» по адресу: ***, до выполнения пунктов 2, 3, 4 предписания;

8. организовать сбор, утилизацию и уничтожение биологических отходов, образующихся в процессе деятельности гипермаркета по адресу: ***;

9. предоставить в Агентство документ, подтверждающий факт приема продукции организацией,  осуществляющей её дальнейшее использование согласно Постановлению о запрещении использования продукции по назначению, о её утилизации или уничтожении от 21.06.2018.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к основанному выводу о законности данного предписания.

Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка 01.06.2018 проводилась без соответствующего распоряжения и без согласования с органами прокуратуры, являются несостоятельными.

В силу ч.7 ст. 12  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, а также невозможность проведения проверки в период с 11 по 25 мая 2018 года, проведение внеплановой выездной проверки было назначено распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от 31.05.2018 № 272-р. Согласования проведения проверки с органами прокуратуры не требовалось.

Довод истца о нарушении сроков проведения проверки, основан на неверной трактовке действующего законодательства. В соответствии с ч. 1 ст.13 Федерального закона № 294-ФЗ  срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. Проверка начата 01.06.2018, срок её окончания – 29.06.2018 (с учетом рабочих дней).

Довод жалобы о том, что образцы проб отбирались в отсутствие представителя АО «Тандер», являются несостоятельными.  Проверка проводилась в присутствии директора гипермаркета «Магнит» АО «Тандер» Зориной Г.Н., действующей на основании доверенности от 15.08.2017 № ОРН/211/2017, о чем указано в акте проверки от 21.06.2018.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом не было представлено доказательств того, что в ходе проверки представитель АО «Тандер» (гипермаркет «Магнит» на *** в г.Ульяновске) представил документы, подтверждающие проведение дезинфекции, а также информацию, штрих-коды, позволяющие получить в электронной системе ФГИС «Меркурий» сведения о ветеринарных сопроводительных документах, подтверждающих безопасность и качество продуктов, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представлено не было.

Кроме того, в предписании Агентства ветеринарии Ульяновской области ответчик не содержится требование о предоставлении ветеринарных сопроводительных документов именно на бумажном носителе. В связи с этим  указанные доводы истца обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий АО «Тандер» предоставлены декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д- RU.РА01.В.70345 (дата регистрации 24.11.2017), ЕАЭС № RU Д- RU.РА01.В.70332 (дата регистрации 24.11.2017), по которым предприятие осуществляет выработку полуфабрикатов мясных, мясосодержащих и из мясных субпродуктов охлажденных и замороженных, а также полуфабрикатов из мяса и субпродуктов птицы охлажденных и завороженных. Вместе с тем  в рамках  проведения надзорных мероприятий подтвердился факт производства цехом АО «Тандер» полуфабрикатов из мяса птицы, натурального, охлажденного, голень куриная, выработанного в соответствии с вышеуказанными декларациями, не отвечающего требованиям безопасности по наличию возбудителей сальмонеллеза (экспертное заключение от 07.05.2018 № 123-ЭЗ), объяснительная старшего смены гипермаркета АО «Тандер» ***, *** от 01.06.2018.

Доводы истца об отсутствии необходимости проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы, получении изготовителем заключения, удостоверяющего соответствие пищевой продукции требованиям безопасности в ветеринарном отношении при переработке мяса в фарш, голубцы и так далее, при том, что тепловая обработка мяса (и иная, как-то копчение консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование,   экстракция, экструзия) не производилась, являются  необоснованными, противоречат положениям Технического регламента Таможенного союза №021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Приказу Минсельхоза РФ №589 от 27.12.2016, Приказу Минсельхоза РФ №648 от 18.12.2015.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно истец обязан предпринять меры для получения заключения об утилизации продукции, не отвечающей требованиям безопасности.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 июля 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Тандер»   – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: