Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 18.12.2018 под номером 77735, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом (в порядке ст. 45 ГПК РФ), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Власова Е.А.                                                           Дело № 33-5173/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Герасимовой М.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 сентября 2018 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Тарасовой Елены Петровны удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в пользу Тарасовой Елены Петровны денежные средства в размере 4823 рубля, затраченные  на приобретение лекарственных препаратов.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Тарасову Елену Петровну лекарственным  препаратом «***» (***) в соответствии с рецептом  серии  7318I1 №1000129960 от 09 января 2018  года (дозировка 100 мкг №100, количество единиц 1).

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах Тарасовой Е.П., уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинские препараты, обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом.

Иск мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России допущено нарушение прав Тарасовой Е.П.,  являющейся инвалидом *** группы, страдающей ***, в связи с чем имеющей право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача.

Просил взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в пользу Тарасовой Е.П. денежные средства в размере 4823 руб., затраченных на приобретение лекарственных препаратов «***», «***»; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Тарасову Е.П. лекарственным препаратом «***» в соответствии с рецептом 7318I1 №№1000129960.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено АО «УльяновскФармация».   

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что необеспечение истца лекарственным препаратом «***», возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Так же дополняет, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

Более того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входят неработающие инвалиды *** группы, которым все лекарственные средства, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Тарасова Е.П., *** года рождения,  является инвалидом *** группы, группа инвалидности установлена бессрочно; наблюдается в ФГБУЗ КБ №172 ФМБА с диагнозом «***».

Лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА Тарасовой  Е.П.  09.01.2018  были выписаны рецепты серии 7318I1 №1000129961 на получение медицинских изделий ***,  серии 7318I1 №1000129956 на получение лекарственного препарата «***» (дозировка 50 мг №28, количество единиц 3); серии 7318I1 №1000129960 на получение лекарственного препарата «***» (дозировка 100мкг №100, количество единиц 1);  13.03.2018 выписан рецепт серии 7318I1 №1000143059 на получение лекарственного препарата «***» (дозировка 50 мг №28, количество единиц 3),  серии 7318I1 №1000143053 на получение ***.

Однако лекарственными препаратами Тарасова Е.П. не обеспечена из-за их отсутствия в аптечной сети.

Поскольку в обеспечении необходимыми для лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями истице было отказано, Тарасова Е.П.. вынуждена была приобрести их за собственные денежные средства:

по кассовому чеку № 4363 от 26.01.2018  были приобретены медицинские изделия ***  на сумму 908 руб.;

по кассовому чеку № 215386 от 13.04.2018 были приобретены лекарственный препарат таблетки «***» 25 мг. в количестве 1 упаковки стоимостью 1162 руб., медицинские изделия ***  в количестве 1 упаковки стоимостью 899 руб.;

по кассовому чеку № 213512 от 26.03.2018 был приобретен медицинский препарат «***» таб. 25 мг. №28 в количестве 1 упаковки стоимостью 1162 руб.;

по кассовому чеку № 211777 от 09.03.2018 был приобретен медицинский препарат «***» таб. 50 мг. №28 в количестве 1 упаковки стоимостью  692 руб.

Всего Тарасовой Е.П.  приобретены медицинские препараты  на общую сумму  4823 рубля.

Лекарственные препараты  «***», «***»  являются аналогами лекарственного препарата «***».

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Тарасовой Е.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и взыскании расходов на приобретение медицинских препаратов, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Указанные препараты включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р, лекарственные препараты «***», «***» внесены в указанный перечень.

Поскольку в обеспечении необходимыми для лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями истице было отказано, Тарасова Е.П. вынуждена была приобретать их за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение медицинских препаратов истицей в период времени с января по апрель 2018 года за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы денежные средства, затраченные на приобретение медицинских препаратов в размере 4823 рубля. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Тарасовой Е.П. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Тарасовой Е.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Тарасова Е.П.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия         

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: