УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Саенко Е.Н.
Дело № 33-5252/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П
Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 4 декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой
Л.Г.,
судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области
на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 22 августа 2018
года, по которому постановлено:
исковые требования
Ляховой Лидии Александровны удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Засвияжском
районе городе Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж работы
Ляховой Лидии Александровны периоды работы с 9 января 2006 года по 21 января 2006
года, с 24 октября 2013 года по 26 октября 2013 года в должности учителя
математики в О*** средней школе.
Обязать государственное учреждение - Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска
Ульяновской области назначить Ляховой Лидии Александровне досрочную страховую
пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28
декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 8 августа 2017
года.
В остальной части в удовлетворении иска Ляховой Лидии
Александровны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области
о включении периодов работы отказать.
Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения Ляховой Л.А.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Ляхова Л.А. обратилась в суд с иском к государственному
учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском
районе города Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ УПФР в Засвияжском
районе г. Ульяновска) о зачете периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной
страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 8 августа 2017 года она обратилась в ГУ УПФР в Засвияжском районе г.
Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в
связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не
менее 25 лет. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных
прав граждан ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по
старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Так, в специальный стаж ей не были засчитаны
следующие периоды работы в должности учителя математики в О*** средней школе: с
9 января 2006 года по 21 января 2006 года, с 24 октября 2013 года по 26 октября
2013 года – периоды обучения на курсах повышения квалификации; с 1 апреля 2012 года по 30 июня
2012 года, поскольку работодателем не был подтвержден льготный характер работы.
Впоследствии в пенсионный орган были представлены документы, подтверждающие льготный
характер работы в период с 1 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года.
Просила суд зачесть в специальный стаж периоды ее работы с 9
января 2006 года по 21 января 2006
года, с 24 октября 2013 года по 26 октября 2013 года, с 1 апреля 2012 года по
30 июня 2012 года и обязать ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска назначить
ей досрочную страховую пенсию по старости с 8 августа 2017 года.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
указанное выше решение.
В
апелляционной жалобе ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска просит решение
суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований.
Указывает,
что впервые истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной
страховой пенсии по старости 8 августа 2017 года. В удовлетворении заявленного
требования ей было отказано. На дату данного обращения исчисленный ответчиком
специальный стаж истицы составил 24 года 8 месяцев 18 дней, вместо
требуемого – 25 лет.
23 ноября
2017 года истица вновь обратилась в пенсионный
орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 12
марта 2018 года ей была
назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального
закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Указывает,
что 8 августа 2017 года у истицы не могло
возникнуть право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, так как
лишь 30 ноября 2017 года
работодатель произвел корректировку сведений о работнике, указав на льготный
характер работы истицы в период с 1 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года. После этого указанный
период работы истицы был зачтен пенсионным органом в ее специальный стаж.
Зачет судом
в специальный стаж истицы периодов ее работы с 9 января 2006 года по 21 января 2006 года, с
24 октября 2013 года по 26 октября 2013 года не дает оснований для назначения
ей досрочной страховой пенсии по
старости с 8 августа 2017
года. Кроме того в соответствии с действующим законодательством периоды нахождения работника на курсах
повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж.
Поскольку
лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о
месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть
дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает
и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30
Федерального закона «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01 января 2015
года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины
индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее
25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
независимо от их возраста.
Аналогичные положения
содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января
2015 года.
Из материалов дела следует,
что Ляхова Л.А. 8 августа 2017 года обратилась в ГУ УПФР в Засвияжском районе г.
Ульяновска с заявлением о назначении ей
досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности в учреждениях для детей на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Засвияжском
районе г. Ульяновска (протокол № 3198 от 24 ноября 2017 года) Ляховой Л.А. было отказано в
назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет.
По подсчету
пенсионного органа специальный стаж истицы на дату ее обращения составил 24 год 1 месяц 14 дней, вместо требуемого - 25 лет. Страховой стаж
составил 33 года 8 месяцев 18 дней.
При этом в специальный стаж Ляховой
Л.А. не были засчитаны следующие периоды работы в должности учителя математики
в О*** средней школе: с 9 января 2006 года по 21 января 2006 года, с 24 октября
2013 года по 26 октября 2013 года – периоды обучения на курсах повышения квалификации;
с 1 апреля 2012 года по 30
июня 2012 года, поскольку работодателем в сведениях персонифицированного учета не
был подтвержден льготный характер ее работы.
23 ноября 2017 года Ляхова
Л.А. вновь обратилась в ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска с
заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением пенсионного органа от 12 марта 2018 года истице была назначена досрочная страховая пенсия
по старости на основании п. 19 ч. 1 ст.
30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 23 ноября 2017
года.
При этом период работы истицы с 1 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года был засчитан
ей в специальный стаж в связи с корректировкой работодателем сведений
персонифицированного учета.
Давая правовую оценку
исковым требованиям, суд исходил из следующего.
Списки соответствующих
работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в
соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального
закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29
октября 2002 года № 781
утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей.
Должность и учреждение, в котором имела место трудовая
деятельность истицы в период с 1 апреля 2012 года по 30 июня 2012 года, предусмотрены
указанным Списком.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых
пенсиях» при
подсчете страхового стажа периоды, включаемые
и засчитываемые в страховой стаж, после
регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 1, п.
1 ст. 8 Федерального закона
от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» представление в пенсионных орган
сведений о застрахованных лицах осуществляется страхователем - работодателем.
В силу ст. 16 Федерального закона
от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования» пенсионные органы, в частности,
обязаны: осуществлять контроль за правильностью представления страхователями
сведений, определенных настоящим Федеральным законом,
в том числе по их учетным данным; разъяснять застрахованным лицам и
страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального
(персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.
Применив вышеуказанные нормы
права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой
инстанции правомерно и обоснованно обязал ответчика назначить истице досрочную
страховую пенсию по старости с 8 августа
2017 года.
При этом, суд первой
инстанции правильно указал, что реализация
законных прав истицы на включение периода работы в специальный стаж и
своевременное назначение ей досрочной страховой пенсии по старости не может
быть поставлена в зависимость от ненадлежащего исполнения работодателем
(страхователем) обязанностей по внесению сведений о застрахованном лице. С
данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы
о несогласии с вышеуказанными выводами суда первой инстанции являются
несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 10 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной
деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1
ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится
в ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу ст. 187 Трудового
кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для
повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место
работы (должность) и средняя заработная плата.
Из материалов дела следует, что в периоды: с 9 января 2006 года по
21 января 2006 года, с
24 октября 2013 года по 26 октября 2013 года, осуществляя трудовую
деятельность в должности учителя математики
в О*** средней школе, истица была направлена работодателем на курсы повышения
квалификации.
Поскольку период нахождения
на курсах повышения квалификации, является периодом трудовой деятельности с
сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит
отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вывод суда
о том, что спорные периоды – с 9
января 2006 года по 21 января 2006 года, с 24 октября 2013 года по 26 октября
2013 года, нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению
в специальный стаж истицы, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы
в части незаконности включения в специальный стаж периодов нахождения истицы на
курсах повышения квалификации основаны на неверном толковании закона, а потому
основанием к отмене судебного решения не являются.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного решение
суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 22
августа 2018 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе города Ульяновска
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: