Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 13.11.2018, опубликован на сайте 29.11.2018 под номером 77292, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                  Дело № 33-4965/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                13 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 августа 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Яшонова Владимира Юрьевича: лекарственным средством *** в количестве двенадцати упаковок по выписанным рецептам от 20.06.2017, 27.07.2017, 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017, 29.12.2017; лекарственным средством *** в количестве четырех упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017; лекарственным средством *** в количестве трех упаковок по выписанным рецептам от 03.10.2017, 03.11.2017, медицинским изделием *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 29.12.2017, 02.04.2018, мединским изделием *** в количестве 20 штук по выписанному рецепту от 29.12.2017.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Яшонова В.Ю. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами.

Иск мотивирован тем, что по медицинским показаниям Яшонову В.Ю. необходимо применение определенного ряда лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, он должен был быть обеспечен ответчиком лекарственным средством *** в количестве двенадцати упаковок по выписанным рецептам от 20.06.2017, 27.07.2017, 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017, 29.12.2017; лекарственным средством *** в количестве четырех упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017; лекарственным средством *** в количестве трех упаковок по выписанным рецептам от 03.10.2017, 03.11.2017, медицинским изделием *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 29.12.2017, 02.04.2018, медицинским изделием *** в количестве 20 штук по выписанному рецепту от 29.12.2017, но до настоящего времени Яшонов В.Ю. указанными препаратами по выписанным ему рецептам не обеспечен, что негативно сказывается на его здоровье.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Яшонова В.Ю. лекарственным средством *** в количестве двенадцати упаковок по выписанным рецептам от 20.06.2017, 27.07.2017, 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017, 29.12.2017; лекарственным средством *** в количестве четырех упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017; лекарственным средством *** в количестве трех упаковок по выписанным рецептам от 03.10.2017, 03.11.2017, медицинским изделием *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 29.12.2017, 02.04.2018, медицинским изделием *** в количестве 20 штук по выписанному рецепту от 29.12.2017. Обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница № 3», Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Считает, что необеспечение истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных лечащим врачом рецептов, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Также указывает, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение истца спорными лекарственными препаратами по льготным рецептам за 2017 год, по причине завершения 2017 финансового года.

Дополняет, что в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации №110 от 12.02.2007 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2013 №94н) «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки лечащим врачом рецептов с целью восполнения недостающего пациенту количества лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Яшонов В.Ю. наблюдается в ГУЗ «Городская больница № 3» с диагнозом «***», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, ему назначено применение по льготным рецептам ряда лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Яшонов В.Ю. не был обеспечен указанными лекарственными средствами и медицинскими изделиями по выписанным рецептам, а именно: лекарственным средством *** в количестве двенадцати упаковок по выписанным рецептам от 20.06.2017, 27.07.2017, 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017, 29.12.2017; лекарственным средством *** в количестве четырех упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 03.10.2017, 03.11.2017; лекарственным средством *** в количестве трех упаковок по выписанным рецептам от 03.10.2017, 03.11.2017, медицинским изделием *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 29.12.2017, 02.04.2018, мединским изделием *** в количестве 20 штук по выписанному рецепту от 29.12.2017.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Яшонова В.Ю. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Яшонова В.Ю. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Яшонова В.Ю. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Яшонова В.Ю. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по выписанным лечащим врачом рецептам.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Яшонов В.Ю.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: