Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О раз0работке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
Документ от 06.11.2018, опубликован на сайте 27.11.2018 под номером 77239, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, возложении обязанности определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения соответствующих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 01.11.2018 года, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Мельникова О.В.                                                          Дело № 33а-4521/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 6 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретарях Герасимовой М.Н., Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 23 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, поданные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, выразившиеся в неопределении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с.Акнеево, с.Гулюшево, с.Студенец и с.Черненово Сурского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, выразившиеся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Сурского городского поселения Ульяновской области.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области для с. Акнеево, с.Гулюшево, с.Студенец и с.Черненово Сурского района Ульяновской области, входящих в состав территории Сурского городского поселения Ульяновской области, в срок до 01.11.2018 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования Сурского городского поселения Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в срок до 01.11.2018 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя муниципального учреждения администрации муниципального образования  «Сурский район» Ульяновской области Патрикеевой Ю.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Таланяна В.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В обоснование требований административный истец указал, что в состав Сурского района входит муниципальное образование Сурское городское поселение, в котором имеются следующие населенные пункты: рабочий поселок Сурское - административный центр, с.Акнеево, с.Гулюшево, с.Кирзять, с.Полянки, с.Студенец,  п.Центральная усадьба совхоза «Сурский», с.Черненово.

Решение вопросов местного значения на территории Сурского городского поселения осуществляет администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области. Водоснабжение и водоотведение на территории Сурского городского поселения осуществляет МУП «Сурское» администрации Сурское городское поселение.

В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области проверки установлено, что в Сурском городском поселении водоснабжение населения осуществляется из четырех артезианских скважин: в р.п. Сурское - из двух артезианских скважин, расположенных на юго-восточной окраине р.п. Сурское; в с.Полянки - из артезианской скважины, расположенной в западной части села; в с.Кирзять - из артезианской скважины, из которой запитан также водопровод п.Центральная усадьба совхоза «Сурский».

В селах Акнеево, Гулюшево, Студенец и Черненово Сурского района Ульяновской области водоснабжение населения не организовано, источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не определены.

Во всех населенных пунктах городского поселения отсутствуют проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения и водоводы.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на ответчике, поскольку он как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении источников водоснабжения независимо от того, кому переданы данные объекты.

Административный истец просил:

признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в связи с неопределением источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в с.Акнеево, с.Гулюшево, с.Студенец и с.Черненово Сурского района Ульяновской области и обязать административного ответчика для указанных сел в срок до 01.11.2018 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения данных населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей населения;

признать незаконным бездействие административного ответчика по невыполнению обязательных требований санитарного законодательства по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Сурское городское поселение Сурского района Ульяновской области и возложить на него обязанность разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для каждого из населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Сурское городское поселение Сурского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава муниципального учреждения администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, в срок до 01.11.2018.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Сурское» администрации Сурское городское поселение.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что судом неверно применены нормы п.4 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующие полномочия органов местного самоуправления района по организации водоснабжения населения сельского поселения.

СанПиН 2.1.4.1110-02 определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Однако суд со ссылкой на указанный нормативный акт вынес решение о признании незаконным бездействия административного ответчика в неопределении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и возложил обязанность определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а так же разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны как источников питьевого, так и хозяйственно-бытового водоснабжения для каждого населенного пункта.

Ссылается на то, что источники питьевого водоснабжения в селах Акнеево, Гулюшево, Студенец и Черненово определены схемой водоснабжения муниципального образования Сурское городское поселение, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Сурское городское поселение Сурского района Ульяновской области №223 от 08.10.2013. Данный нормативно-правовой акт не оспорен и является действующим.

Полагает, что требования административного истца об определении источников водоснабжения в указанных селах направлены на оспаривание названного постановления, в связи с чем данное дело должно было рассматриваться с участием прокурора.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель МУП «Сурское» администрации Сурское городское поселение, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочих, организация водоснабжения населения.

На основании п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч.1.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (в том числе по водоснабжению), на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание приведенные нормы права, а также то, что юридическое лицо муниципальное учреждение администрация муниципального образования Сурское городское поселение Сурского района Ульяновской области ликвидировано 03.07.2014, полномочия по водоснабжению населения Сурского городского поселения исполняет администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2007 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения; под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, согласно п. 71 которых в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п.72 названных Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Согласно ч.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Таким образом, административный ответчик, реализуя функции и полномочия органа местного самоуправления, обязан выполнять требования санитарного законодательства.

Обязанность ответчика по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения вытекает из положений ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, ч.3 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации «О схемах водоснабжения и водоотведения» от 05.09.2013 N 782, которым утверждены Правила разработки утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.

Административный ответчик, возражая против признания судом незаконным бездействия по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в селах: Акнеево, Гулюшево, Студенец и Черненово, а также возложении обязанности по определению в данных селах источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ссылается на постановление администрации муниципального образования Сурское городское поселение от 08.10.2013 №223 об утверждении схемы водоснабжения муниципального образования Сурское городское поселение, в которой перечислены имеющиеся в селах источники водоснабжения.

Однако судебная коллегия считает данную позицию административного ответчика несостоятельной, поскольку само по себе указание на наличие в селах шахтных колодцев общего пользования и естественных родников, без надлежащего описания данных объектов (в том числе с помощью схем, чертежей, текстового описания, других средств отображения на местности), не свидетельствует о надлежащем определении данных источников.

Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о необоснованном возложении обязанности по определению источников хозяйственно-бытового водоснабжения на основании СанПиН 2.1.4.1110-02, которым определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, судебная коллегия также считает несостоятельным, поскольку это не опровергает установленные по делу обстоятельства.

Статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Принимая во внимание, что административным ответчиком обязанность по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в селах Акнеево, Гулюшево, Студенец и Черненово не исполнена, суд обоснованно удовлетворил заявленные Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области требования в том виде, как заявлено административным истцом.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по определению источников водоснабжения в указанных селах, а также непроведением мероприятий по установлению зон санитарной охраны источников водоснабжения на территории Сурского городского поселения, суд правомерно признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сурский район» по несоблюдению требований санитарного законодательства.

Судебная коллегия не соглашается с доводом административного ответчика о том, что со стороны административного истца имеет место оспаривание постановления администрации муниципального образования Сурское городское поселение от 08.10.2013 №223 об утверждении схемы водоснабжения муниципального образования Сурское городское поселение, поскольку Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия административного ответчика по несоблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, который подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принятое по делу решение является правильным. Материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, применен судом верно.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения в соответствии со ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 23 июля 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: