Дело № 3а-203/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2018
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в
составе:
судьи Зуевой Н.В.,
при секретаре Дубровиной
Л.О.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рамазанова Тальгата Хуснулловича к Правительству
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного
участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Рамазанов
Т.Х. обратился в суд с
административным исковым заявлением к Правительству
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного
участка, площадью 3403 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по
адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Требования
мотивировал тем, что указанный земельный участок принадлежит ему на праве аренды.
Кадастровая
стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года установлена в
размере 8 530 844 руб. 21 коп.
Согласно отчету
оценщика ООО «Многопрофильный деловой центр» от 17 июля 2018 года рыночная
стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января
2011 года составляла 3 126 846
руб. 55 коп.
Поскольку арендная
плата рассчитывается от кадастровой стоимости земельного участка, то результаты
определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка затрагивают
интересы Рамазанова Т.Х.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Агентство
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
администрация г. Ульяновска.
В судебное заседание
административный истец Рамазанов Т.Х.,
надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель
административного истца Каленков А.А. в судебном заседании уточнил исковые
требования, просил определить кадастровую стоимость земельного участка равной
его рыночной стоимости, указанной в заключении автономной некоммерческой
организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр
экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».
Представитель
Правительства Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и
месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ФГБУ «ФКП
Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на
то, что орган регистрации прав не принимал участия в проведении и утверждении
результатов государственной кадастровой оценки земель, поэтому является
ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской
области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его
отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных
требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право Рамазанова Т.Х. на пересмотр кадастровой
стоимости земельного участка.
Представитель Агентства государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил
рассмотреть дело в свое отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
Представитель администрация г. Ульяновска, надлежащим образом
извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не
явился.
С учетом положений статьи
150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным
рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей
административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и
месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав представителя
истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65
Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная
плата.
Для целей налогообложения и
в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами,
устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66
Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка
устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой
стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка
земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная
кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством
Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости
по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66
Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях
определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого
земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями
статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой
стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты
определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в
суде или комиссии.
В случае оспаривания
результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта
недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую
установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20
указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по
решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего
Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением
комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано
соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты
внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости,
которая являлась предметом оспаривания.
Материалами дела
установлено, что Рамазанову Т.Х. принадлежит
на праве аренды земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 3403
кв.м, расположенный по адресу: ***. Договор аренды заключен Агентством
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с
Рамазановым Т.Х. заключен 6 июля 2018 года.
Согласно части 3 статьи 245
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
административное исковое заявление об оспаривании результатов определения
кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты
внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения
кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр
недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости,
полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо
сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик
объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 1
марта 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 1 марта 2017 года.
Административное исковое
заявление подано Рамазановым Т.Х. в
суд 17 сентября 2018 года, то есть с пропуском срока.
Вместе с тем, суд считает,
что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело
должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость земельного
участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является
актуальной для административного истца. Договор аренды с истцом заключен 6 июня
2018 года. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской
области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств,
подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.
Из выписки из ЕГРН о
кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П
кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию
на 1 января 2011 года установлена в размере 8 530 844 руб. 21 коп.
Согласно
представленному административным истцом отчету об оценке ООО «Многопрофильный
деловой центр» от 17 июля 2018 года рыночная стоимость земельного участка с
кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 года составляла
3 126 846 руб. 55 коп.
Учитывая разницу рыночной
стоимости участка и его кадастровой стоимости, судом по делу была назначена
экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации
«Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по
Приволжскому округу – Ульяновск».
Согласно заключению № 047/030-2018
от 9 октября 2018 года названного экспертного учреждения рыночная стоимость
земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года составляла 2 834 699
руб.
У суда нет оснований не
доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с
требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены
необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию,
использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной
ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу
заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание
заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает
требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования,
сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный
вопрос.
Основания для сомнения в
правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда
отсутствуют. Представителями административного истца, административных
ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.
При таких обстоятельствах
суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой
стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются
правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями
175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое
заявление Рамазанова Тальгата Хуснулловича о
пересмотре кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую
стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3403 кв.м,
расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011 года в размере 2 834
699 руб.
Датой обращения с заявлением
об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 17 сентября 2018 года.
Вступившее в законную силу
решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
земельного участка с кадастровым номером ***.
Решение может быть
обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца
со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Зуева