Дело № 3а-190/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в
составе:
судьи Зуевой Н.В.,
при секретаре Дубровиной
Л.О.,
рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по административному исковому заявлению Попова Игоря Игоревича к Правительству
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Агентству
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
администрации г. Ульяновска о пересмотре
кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении
него рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Попов
И.И. обратился в суд с
административным исковым заявлением к Правительству
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Агентству
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
администрации г. Ульяновска о пересмотре
кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 100 000 кв.м, расположенного по
адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Требования
мотивировал тем, что указанный земельный участок принадлежит ему на праве собственности.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 25 июля 2014 года № 323-П «Об утверждении
результатов определения кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Ульяновской области» утверждены результаты
государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий по
состоянию на 1 января 2013 года, в том числе кадастровая стоимость земельного
участка, принадлежащего административному истцу, в размере 28 651 000 руб.
Согласно отчету
оценщика *** от 22 февраля 2018 года рыночная стоимость земельного участка с
кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2013 года составляла
6 887 000 руб.
Поскольку
законодателем сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет
налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости
земельного участка, то результаты определения кадастровой стоимости
вышеуказанного земельного участка затрагивает интересы Попова
И.И. как плательщика земельного налога.
В судебное заседание
административный истец Попов И.И.,
надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился,
просил рассмотреть дело в свое отсутствие и в отсутствие своего представителя.
В письменном заявлении представитель административного истца Служаев Д.А.
административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую
стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, указанной в
заключении автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная
организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».
Представитель
Правительства Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о времени и
месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на
административное исковое заявление просит рассмотреть дело в свое отсутствие,
не возражает против пересмотра кадастровой стоимости земельного участка на
основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Представитель ФГБУ «ФКП
Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на
то, что орган регистрации прав не принимал участия в проведении и утверждении
результатов государственной кадастровой оценки земель, поэтому является
ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Управления Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской
области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его
отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных
требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право Попова И.И. на пересмотр кадастровой
стоимости земельного участка.
Представители Агентства государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области, администрации
г. Ульяновска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения
дела, в судебное заседание не явились.
С учетом положений статьи
150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным
рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей
административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и
месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела,
суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65
Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются
земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная
плата.
Для целей налогообложения и
в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами,
устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66
Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка
устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой
стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка
земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень
кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66
Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях
определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого
земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями
статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой
стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения
кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или
комиссии.
В случае оспаривания
результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта
недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую
установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20
указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по
решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего
Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением
комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано
соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты
внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости,
которая являлась предметом оспаривания.
Материалами дела
установлено, что Попову И.И. принадлежит
на праве собственности земельный участок с
кадастровым номером ***, площадью
100 000 кв.м, расположенного по адресу: ***. Право собственности
зарегистрировано 5 февраля 2010 года.
Согласно части 3 статьи 245
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
административное исковое заявление об оспаривании результатов определения
кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты
внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов
определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в
государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения
кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной
кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или
количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его
кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 6
августа 2014 года, следовательно, пятилетний срок, предусмотренный для
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, не истек.
Из выписки из ЕГРН о
кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании Постановления
Правительства Ульяновской области от 25 июля 2014 года № 323-П кадастровая
стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января
2013 года установлена в размере 28 651 000 руб.
Согласно
представленному административным истцом отчету оценщика *** от 22 февраля 2018
года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером
73:21:020101:31 по состоянию на 1 января 2013 года составляла 6 887 000
руб.
Учитывая разницу рыночной
стоимости участка и его кадастровой стоимости, судом по делу была назначена
экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации
«Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по
Приволжскому округу – Ульяновск».
Согласно заключению №
044/030-2018 от 3 октября 2018 года названного экспертного учреждения рыночная
стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года составляла
8 300 000 руб.
У суда нет оснований не
доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с
требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены
необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию,
использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной
ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу
заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание
заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает
требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования,
сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный
вопрос.
Основания для сомнения в
правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда
отсутствуют. Представителями административного истца, административных
ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.
При таких обстоятельствах
суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой
стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются
правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями
175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое
заявление Попова Игоря Игоревича о
пересмотре кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую
стоимость земельного участка с
кадастровым номером ***, площадью
100 000 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2013 года
в размере 8 300 000 руб.
Датой обращения с заявлением
об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 5 сентября 2018 года.
Вступившее в законную силу
решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
земельного участка с кадастровым номером ***.
Решение может быть
обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Зуева