Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 13.11.2018, опубликован на сайте 21.11.2018 под номером 77105, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                       Дело № 33-4964/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             13 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обеспечить Поздеева Георгия Ефимовича: лекарственным средством *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 07.09.2017, 13.10.2017; лекарственным средством *** в количестве двух упаковок  по выписанным рецептам от 07.09.2017, 13.10.2017, лекарственным средством *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 25.12.2017, лекарственным средством  *** в количестве трех упаковок  по выписанному рецепту от 16.01.2018.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Поздеева Г.Е.  обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области об обеспечении лекарственными  препаратами. 

Иск мотивирован тем, что проверкой установлено, что по медицинским показаниям Поздееву Г.Е. необходимо употребление определенного ряда лекарственных препаратов, в частности: ***, на который ему были выписаны рецепты 07.09.2017, 13.10.2017; ***, на который ему были выписаны рецепты 07.09.2017, 13.10.2017, ***, на который ему был выписан рецепт 25.12.2017, ***, на который ему был выписан рецепт 16.01.2018. До настоящего времени Поздеев Г.Е.  лекарственными препаратами по указанным рецептам не обеспечен, что негативно влияет на его здоровье и самочувствие.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Поздеева Г.Е.: лекарственным средством *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 07.09.2017, 13.10.2017; лекарственным средством *** в количестве двух упаковок  по выписанным рецептам от 07.09.2017, 13.10.2017, лекарственным средством *** одной упаковкой по выписанному рецепту  от 25.12.2017, лекарственным средством  *** в количестве трех упаковок  по выписанному рецепту от 16.01.2018. Обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3», Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение истца лекарственными препаратами «***» и «***»  Министерством осуществляется.

Считает, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами по рецептам, указанным в исковом заявлении и выписанным в 2017 году, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Более того дополняет, что по требованию в части обеспечения по льготным рецептам 2017 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение данным лекарственными препаратами Поздеева Г.Е. в связи с завершением 2017 финансового года.

Считает нецелесообразным прописывать в исковых требованиях наименование и марку лекарственных препаратов.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Поздеев Г.Е., *** года рождения, является инвалидом *** группы, страдает заболеванием *** и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

Согласно рекомендациям лечащего врача истец нуждается в лекарственных препаратах ***, ***, ***, ***.

7 сентября 2017 года и 13 октября 2017 года Поздееву Г.Е. были выписаны рецепты  на получение лекарственного препарата  ***, ***   (л.д.99,100), 25 декабря 2017 года на получение лекарственного препарата *** (л.д.10), 16 января 2018 года – *** (л.д.101).

Указанными лекарственными препаратами по названным выше рецептам истец обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Поздеева Г.Е. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют инвалиды *** группы.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года         № 1175н (далее - Порядок).

Истец в установленном порядке получил рецепты, по которым  в установленный срок не смог получить лекарственные препараты.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право Поздеева Г.Е. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными  лекарствами  на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П (ред. от 30.01.2017) «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» установлено, что финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом, обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к  друг другу, тогда как истец не является стороной по договору.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Поздеева Г.Е. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Поздеева Г.Е. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: