Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 13.11.2018, опубликован на сайте 19.11.2018 под номером 77103, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Самсонова Н.В.                                                                      Дело № 33-4896/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             13 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах Мищенкова Сергея Владимировича, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Мищенкова Сергея Владимировича бесплатно лекарственными средствами и медицинскими изделиями:  *** в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 24 января 2018 года, 7 декабря 2017 года; *** в количестве 0,2 упаковки по выписанному рецепту от 8 августа 2017 года;  *** в количестве 2 упаковки по выписанному рецепту от             8 августа 2017 года;  *** в количестве 0,2 упаковки по выписанному рецепту от 8 августа 2017 года.

Решение суда  обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения  прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд в интересах Мищенкова С.В. с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Железнодорожного района                         г. Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства о лекарственном обеспечении. Установлено, что Мищенков С.В., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ Городская больница № 3 с диагнозом:  ***, и нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях. Лечащим врачом ему были выписаны льготные рецепты: от 7 декабря 2017 года и от                   24 января 2018 года на получение *** в количестве по 1 упаковке;  от 8 августа 2017 года на получение *** в количестве 0,2 упаковки; от 8 августа 2017 года на получение *** в количестве 2 упаковки;  от 8 августа                    2017 года на получение *** в количестве 0,2 упаковки. Однако до настоящего времени лекарственными препаратами по указанным рецептам Мищенков С.В. не обеспечен, что негативно влияет на его здоровье.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Мищенкова С.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по выписанным рецептам:  от 7 декабря 2017 года и от  24 января 2018 года на получение *** в количестве по 1 упаковке;  от 8 августа 2017 года на получение *** в количестве 0,2 упаковки; от 8 августа 2017 года на получение *** в количестве 2 упаковки;  от 8 августа                    2017 года на получение *** в количестве 0,2 упаковки. Обратить решение к немедленному исполнению.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены                    АО «УльяновскФармация», ГУЗ Городская больница № 3.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия  - ***, ***, а также  лекарственные препараты  - ***, ***, согласно соответствующим государственным контрактам. Соответственно, Министерство не бездействовало по обеспечению Мищенкова С.В. лекарственными препаратами.

Исполнителем по заключенному государственному контракту является               АО «УльяновскФармация». Полагает, что необеспечение Мищенкова С.В. вышеуказанными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенных с Министерством контрактов.

Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Таким образом, обеспечение медицинскими изделиями  и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Обеспечение медицинским изделием  или лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Мищенков С.В., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Также указывает на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по причине завершения 2017 финансового года.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года                    № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря                   2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности             и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В указанный перечень включено заболевание «***», при котором все лекарственные средства, медицинские изделия, в том числе ***, ***, средства диагностики предоставляются бесплатно.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и медицинских изделий по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Установлено, что Мищенков С.В., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ Городская больница № 3 с диагнозом:  ***.

В связи с назначениями лечащего врача истец нуждается в обеспечении ***, ***, а также лекарственными препаратами: ***, ***.

Лечащим врачом истцу были выписаны  следующие льготные рецепты: серии *** № *** от 7 декабря 2017 года, серии *** № *** от                   24 января 2018 года на получение *** в количестве по 1 упаковке;  серии *** № *** от 8 августа 2017 года на получение *** в количестве 0,2 упаковки; серии *** № *** от 8 августа 2017 года на получение *** 10 мл            № 30 в количестве 2 упаковки;  серии *** № *** от 8 августа 2017 года на получение *** в количестве              0,2 упаковки.

Однако указанными в рецептах медицинскими изделиями и лекарственными препаратами истец  обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Мищенкова С.В. медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями и лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь. При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Мищенкова С.В.  бесплатно на период лечения медицинскими изделиями и лекарственными препаратами лежит на Министерстве.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов, медицинских изделий может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Мищенкова С.В.  медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по выписанным лечащим врачом рецептам.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Мищенков С.В. 

Нуждаемость истца ***, ***, а также в лекарственных препаратах: ***, ***, подтверждается выданными ему врачом рецептами.

Довод ответчика о том, что Министерством заключены соответствующие государственные контракты на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контрактов не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение медицинских изделий  и лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Указание в жалобе на то, что сроки действия рецептов истекли, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских изделий и лекарственных препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 31 июля                  2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: