г.
Ульяновск
05
июня 2018 года
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей
Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,
с участием
прокурора Федечко Ф.И.,
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 февраля 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнюю О*** В*** С*** изделиями медицинского назначения «Иглы одноразовые для шприц-ручки
31G 5-6 мм № 100» в
соответствии с рецептами от 03.07.2017г. серии *** № ***, от 07.08.2017г. серии
*** № ***, от 10.11.2017г. серии *** № ***, от 08.12.2017г. серии *** № ***, «Ван Тач Ультра №50» в соответствии с
рецептами от 07.08.2017г. серии *** № ***,
от 10.11.2017г. серии *** № ***, от 08.12.2017г. серии *** № ***.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против
доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор
Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней О***
B.C., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области об обязании бесплатно обеспечить
несовершеннолетнюю Образцову B.C. следующими изделиями медицинского назначения: «Иглы одноразовые для
шприц-ручки 31G 5-6 мм №100» в соответствии
с рецептами от 03.07.2017, от 07.08.2017, от 10.11.2017, от 08.12.2017,
тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» в
соответствии с рецептами от 07.08.2017, от 10.11.2017, от 08.12.2017, в
обоснование указав следующее.
Прокуратурой
проведена проверка по обращению Образцовой Н.В., матери несовершеннолетней О***
B.C., которая является ребенком-***, по вопросу лекарственного обеспечения, в
ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Установлено,
что О*** B.C. лечащим врачом были выписаны рецепты на получение следующих изделий
медицинского назначения: «Иглы одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100» - от 03.07.2017
серии *** № ***, от 07.08.2017 серии *** № ***, от 10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***, тест-полосок для определения
уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» - от 07.08.2017 серии *** № ***, от
10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***.
Однако данные
рецепты до настоящего времени аптекой не отоварены по причине отсутствия в
наличии данных медицинских изделий.
Таким образом,
права О*** B.C. на льготное получение медицинских изделий нарушены.
Определением
суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Территориальный
орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской
области, АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев
исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование
жалобы указывает, что Министерством закупались медицинские изделия «Иглы
одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100», тест-полоски
«Ван Тач Ультра №50» согласно государственному контракту.
Обращает
внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011
года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом.
Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом,
за исключением оказания экстренной медицинской помощи.
Отмечает, что
назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом
Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.
Считает, что
не обеспечение О*** B.C. медицинскими изделиями, указанными в исковом заявлении, возникло по
вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.
Указывают на
наличие срока годности рецептов, по истечению которых Министерство не вправе
выдавать лекарственные препараты.
Полагает, что
увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от
21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Ссылаются на
отсутствие возможности обеспечить истицу необходимым лекарственным препаратом
по причине завершения 2017 финансового года.
Более того
отмечают, что медицинские показания О*** B.C. могут измениться.
В возражениях
на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска, АО
«УльяновскФармация» просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без
удовлетворения.
Дело
рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного
заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит
к следующему.
В соответствии
с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
При разрешении
требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон,
которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела,
выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и
установленным обстоятельствам дела.
Порядок
оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены
нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой
порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии
со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская
помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских
организациях.
Согласно
постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня
социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность
для окружающих» «Сахарный диабет» включен в указанный перечень.
Раздел
«Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения
населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов
Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств
диагностики больным диабетом.
Таким образом,
бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении
как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения по рецептам
врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Из материалов
дела следует, что несовершеннолетняя О*** B.C. *** года рождения, является ребенком-*** в связи с
заболеванием «***».
Лечащим врачом
Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая
больница города Ульяновска» О*** B.C. выписаны рецепты на бесплатное получение изделий медицинского
назначения: «Иглы одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100» - от 03.07.2017
серии *** № ***, от 07.08.2017 серии *** № ***, от 10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***, тест-полосок для определения
уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» - от 07.08.2017 серии *** № ***, от
10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении
территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов,
специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых
населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний,
при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные
продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей
бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых
лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и
медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных
цен.
В соответствии
с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного
приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, изделий
медицинского назначения осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в
случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п.
2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям
граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328,
за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При
обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач
(фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на
лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных
препаратов, медицинских изделий, утверждаемыми в установленном порядке
Минздрава России (п.2.3).
Следовательно,
действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет
средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится па
основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и
объем необходимого больному лекарственного препарата, наименование и количество
изделий медицинского назначения.
Постановлением
Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом,
из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность
по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных
органов.
На данные
органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в
необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных
препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать
дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
Как следует из
представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая
оценка, несовершеннолетняя О*** B.C. изделиями медицинского назначения: иглами одноразовыми для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100 по рецептам от
03.07.2017, 07.08.2017, 10.11.2017 от 08.12.2017 , тест-полосками для
определения уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» по рецептам от
07.08.2017, 10.11.2017, 08.12.2017 обеспечена не была.
Удовлетворяя
заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по
обеспечению несовершеннолетнюю О*** B.C. изделиями медицинского назначения - иглами одноразовыми для шприц-ручки
31 G 5-6 мм, тест-полосками «Ван
Тач Ультра» в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном
в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатными необходимыми
медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении ее прав на
бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно
на период лечения как лекарственными препаратами, так и изделиями медицинского
назначения лежит как на учреждении здравоохранение, где наблюдается истица, так
и на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области. При этом, свою обязанность медицинское учреждение выполнило в полном
объеме, выписав О*** B.C. рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения -
игл одноразовых для шприц-ручки 31 G 5-6 мм, тест-полосок «Ван Тач Ультра».
Судебная
коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Так,
фактическое обеспечение О*** B.C. необходимыми ей изделиями медицинского назначения в данном случае
зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов медицинскими изделиями
(наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области .
Исходя из
вышеизложенного, суд правильно принял решение, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность по обеспечению О*** B.C. иглами одноразовыми для шприц-ручки 31 G 5-6 мм, тест-полосками «Ван Тач Ультра».
При этом,
ответчик не представил суду доказательства того, что по указанному им контракту
обеспечение льготной категории граждан изделиями медицинского назначения, в
частности иглами одноразовыми для шприц-ручки 31 G 5-6 мм и тест- полосками «Ван Тач Ультра» было полным и их невыдача О***
B.C. по предъявленным рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку
необходимость обеспечения истицы указанными изделиями медицинского назначения
носит постоянный характер, соответственно обеспечение ими по рецептам от
03.07.2017, 07.08.2017,10.11.2017, 08.12.2017 в текущем году не приведет к
тому, что О*** B.C.
будет ими обеспечена свыше необходимого.
Исходя из
этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение О*** B.C. медицинскими изделиями по судебному решению не соответствует
рекомендациям врача, являются несостоятельными.
В остальной
части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении
дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с
которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая
решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Ленинского района города Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы,
приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу
изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 февраля 2018 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: