Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 05.06.2018, опубликован на сайте 13.11.2018 под номером 77027, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД



 

Бахарева Н.Н.                                                                                    Дело № 33-2172/2018


 


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


 


г. Ульяновск                                                                                              05 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского  района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнюю О***  В*** С*** изделиями медицинского  назначения «Иглы одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм № 100» в соответствии с рецептами от 03.07.2017г. серии *** № ***, от 07.08.2017г. серии *** № ***, от 10.11.2017г. серии *** № ***, от 08.12.2017г. серии *** № ***,  «Ван Тач Ультра №50» в соответствии с рецептами от  07.08.2017г. серии *** № ***, от 10.11.2017г. серии *** № ***, от 08.12.2017г. серии *** № ***.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней О*** B.C., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании бесплатно обеспечить несовершеннолетнюю Образцову B.C. следующими изделиями медицинского назначения: «Иглы одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100» в соответствии с рецептами от 03.07.2017, от 07.08.2017, от 10.11.2017, от 08.12.2017, тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» в соответствии с рецептами от 07.08.2017, от 10.11.2017, от 08.12.2017, в обоснование указав следующее.

Прокуратурой проведена проверка по обращению Образцовой Н.В., матери несовершеннолетней О*** B.C., которая является ребенком-***, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Установлено, что О*** B.C. лечащим врачом были выписаны рецепты на получение следующих изделий медицинского назначения: «Иглы одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100» - от 03.07.2017 серии *** № ***, от 07.08.2017 серии *** № ***, от 10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***, тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» - от 07.08.2017 серии *** № ***, от 10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***.

Однако данные рецепты до настоящего времени аптекой не отоварены по причине отсутствия в наличии данных медицинских изделий.

Таким образом, права О*** B.C. на льготное получение медицинских изделий нарушены.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались медицинские изделия «Иглы одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100», тест-полоски «Ван Тач Ультра №50» согласно государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что не обеспечение О*** B.C. медицинскими изделиями, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Указывают на наличие срока годности рецептов, по истечению которых Министерство не вправе выдавать лекарственные препараты.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить истицу необходимым лекарственным препаратом по причине завершения 2017 финансового года.

Более того отмечают, что медицинские показания О*** B.C. могут измениться.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска, АО «УльяновскФармация» просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в указанный перечень.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя О*** B.C. *** года рождения, является ребенком-*** в связи с заболеванием «***».

Лечащим врачом Государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» О*** B.C. выписаны рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения: «Иглы одноразовые для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100» - от 03.07.2017 серии *** № ***, от 07.08.2017 серии *** № ***, от 10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***, тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» - от 07.08.2017 серии *** № ***, от 10.11.2017 серии *** № ***, от 08.12.2017 серии *** № ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, медицинских изделий, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится па основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата, наименование и количество изделий медицинского назначения.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, несовершеннолетняя О*** B.C. изделиями медицинского назначения: иглами одноразовыми для шприц-ручки 31G 5-6 мм №100 по рецептам от 03.07.2017, 07.08.2017, 10.11.2017 от 08.12.2017 , тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови «Ван Тач Ультра №50» по рецептам от 07.08.2017, 10.11.2017, 08.12.2017 обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению несовершеннолетнюю О*** B.C. изделиями медицинского назначения - иглами одноразовыми для шприц-ручки 31 G 5-6 мм, тест-полосками «Ван Тач Ультра» в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатными необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении ее прав на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения как лекарственными препаратами, так и изделиями медицинского назначения лежит как на учреждении здравоохранение, где наблюдается истица, так и на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. При этом, свою обязанность медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав О*** B.C. рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения - игл одноразовых для шприц-ручки 31 G 5-6 мм, тест-полосок «Ван Тач Ультра».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение О*** B.C. необходимыми ей изделиями медицинского назначения в данном случае зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов медицинскими изделиями (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области .

Исходя из вышеизложенного, суд правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность по обеспечению О*** B.C. иглами одноразовыми для шприц-ручки 31 G 5-6 мм, тест-полосками «Ван Тач Ультра».

При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан изделиями медицинского назначения, в частности иглами одноразовыми для шприц-ручки 31 G 5-6 мм и тест- полосками «Ван Тач Ультра» было полным и их невыдача О*** B.C. по предъявленным рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку необходимость обеспечения истицы указанными изделиями медицинского назначения носит постоянный характер, соответственно обеспечение ими по рецептам от 03.07.2017, 07.08.2017,10.11.2017, 08.12.2017 в текущем году не приведет к тому, что О*** B.C. будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение О*** B.C. медицинскими изделиями по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: