Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 06.11.2018, опубликован на сайте 13.11.2018 под номером 77023, Админ. надзор, КоАП: ст. 8.2, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 453/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             6 ноября 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича, на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Бородихиной О.В. от 29 сентября 2017 года, решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2018 года и решение  судьи Ульяновского областного суда от 12 июля 2018 года в отношении генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

26 сентября 2017 года государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора Ахремочкина О.А. составила протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Р.Т. по ст.8.2 КоАП РФ.

В вину генеральному директору ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» Мифтахову Р.Т. было вменено следующее.

Мифтахов Р.Т. является руководителем ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара». Указанное общество в свою очередь наделено полномочиями единоличного исполнительного органа ООО «Ульяновскнефтегаз».

В период с 01.08.2017 по 21.09.2017 в ООО «Ульяновскнефтегаз» была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что на территории этого предприятия, по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, пос. Сельхозтехники, 5 поверхность хранящихся навалом отходов V класса опасности – «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные» не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, так как укрытие брезентом, оборудование навесом отсутствует.

Металлическая емкость для накопления отходов вышеуказанного класса негерметична, установлена непосредственно на почве, ее поверхность не защищена от атмосферных осадков и ветра.

При проведении проверки с территории подразделений юридического лица ООО «Ульяновскнефтегаз», расположенных по адресам: Ульяновская область Новоспасский район р.п. Новоспасское пос. Сельхозтехники, 5 и Ульяновская область Мелекесский район в 4350 м на север от северной окраины с. Бирля для проведения лабораторных исследований, в местах накопления, были отобраны пробы отходов: «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный», «лом черных металлов несортированный» и «лом черных металлов, загрязненный нефтепродуктами», составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей и объектов производственной среды от 09.08.2017 и 15.08.2017.

Согласно протоколов результатов токсикологических анализов природных и сточных вод, водных вытяжек почвы, отходов и донных отложений от 17.08.2017 №№ *** и от 23.08.2017 № ***, составленного специалистами филиала «ЦЛАТИ по Липецкой области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» и заключений к ним: проба отхода - «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный» относится к IV классу опасности для окружающей среды; пробы отходов - «лом черных металлов несортированный» и «металл замасленный, загрязненный нефтепродуктами» относятся к V классу опасности для окружающей среды.

Согласно протоколу результатов химического анализа проб почвы, донных отложений от 23.08.2017 № ***, процент нефтепродуктов в отобранной пробе отходов превышает норму.

Согласно проставленной отметке на оттиске штампа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области на титульном листе Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами ООО «Ульяновскнефтегаз» за 2016 год, приложенному к служебной записке отдела нормирования, лицензирования и информационно-аналитического сопровождения Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 15.08.2017 № 625-с, указанный отчет был предоставлен в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области 07.07.2017, в то время как должен был быть представлен не позднее 18.06.2017.

Кроме того, оформление титульного листа Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2016 год, представленного ООО «Ульяновскнефтегаз», не соответствует приложению № 15 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 05.08.2014 № 349.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Ульяновскнефтегаз» журнал первичного учета отходов за III квартал 2016 года велся с нарушением требований Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (далее Порядок) и Приложений №№ 2, 3, 4 к нему. Заполнялось Приложение № 1, утратившие силу в связи с внесением изменений приказом Минприроды России от 25.06.2014 № 284 в п. 6 Порядка; не заполнены таблицы данных учета, согласно Приложение к Порядку №№ 2, 3, 4 по юридическому лицу в целом и по его каждому обособленному подразделению, обобщению данных учета, согласно Порядку по итогам очередного квартала не по состоянию на 01.10.2016, а по состоянию на 30.09.2016.

Форма федерального статистического наблюдения  № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за   2016    год   юридическим   лицом – ООО «Ульяновскнефтегаз» была предоставлена в электронном виде в программу ПТК «Госконтроль» 10.02.2017, на бумажном носителе – 14.02.2017, а должна была быть представлена 01.02.2017.

Указанные выше нарушения вменены в вину Мифтахову Р.Т. как руководителю ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», которое наделено полномочиями единоличного исполнительного органа ООО «Ульяновскнефтегаз».

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Бородихиной О.В. от 29 сентября 2017 года генеральный директор ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахов Р.Т. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения Мифтахову Р.Т. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 25.04.2018 указанное постановление изменено, исключено из обвинения указание о нарушении порядка и сроков представления отчетности, определенные федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Не обеспечение в полном объеме полноты, непрерывности и достоверности учета образования отходов, материалы которого являются информацией в области  обращения с отходами и используются при проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов  образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Также исключено из обвинения указание на «вещества, разрушающие озоновый слой».

В остальной части постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 12 июля 2018 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, генеральный директор ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахов Р.Т. не соглашается с вынесенными в отношении него постановлением должностного лица и судебными решениями, просит их отменить, а производство по делу – прекратить.

В обоснование жалобы указано, что суд при вынесении решения не учел нарушения норм материального и процессуального права, допущенные должностным лицом Управления Росприродналзора по Ульяновской области при вынесении постановления о назначении административного наказания.

Ссылается на малозначительность совершенного нарушения, поскольку выявленные нарушения порядка хранения отходов на производственной базе были устранены до окончания проверки деятельности ООО «Ульяновскнефтегаз» Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области. Ущерб окружающей среде, по мнению автора жалобы, не нанесен.

В жалобе указано, что нарушения, допущенные ООО «Ульяновскнефтегаз» в области природоохранного законодательства, в основном связаны с недочетами в оформлении документации учета отходов производства и потребления. По мнению автора жалобы, эти нарушения являются несущественными.

Доказательства, подтверждающие наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям или причинение им вреда, возникновение вредных последствий, при рассмотрении дела административным органом не были представлены. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.

Суд при вынесении решения не учел грубые нарушения норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Плановая выездная проверка в отношении ООО «Ульяновскнефтегаз» проведена с грубыми нарушениями норм закона. Кроме того, административным органом нарушен срок составления акта проверки.

Суду не представлены доказательства уведомления ООО «Ульяновскнефтегаз» о начале проверки посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Полагает, что у административного органа была объективная возможность соблюсти требования закона о сроке уведомления заявителя о начале проведения плановой проверки.

Протоколы результатов токсилогичных анализов природных и сточных вод, водных вытяжек почвы, отходов и донных отложений, протоколы результатов количественного химического анализа (КХА) проб почвы, отходов и донных отложений и заключения к ним были составлены 17.08.2017 и 23.08.2017. Таким образом, продление срока проведения проверки не основано на требованиях закона, следовательно, административным органом нарушен срок проведения проверки.

В решении суд ссылается на доказательства, отсутствующие в материалах дела.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из материалов дела  (л.д. 53-61, том 1) усматривается, что ООО «Ульяновскнефтегаз» передало полномочия единоличного исполнительного органа общества управляющей организации ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», генеральным директором которого является Мифтахов Р.Т.

Таким образом, Мифтахов Р.Т. обязан нести ответственность за деятельность ООО «Ульяновскнефтегаз».

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В частности, для должностных лиц за совершение этого правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела факты несоблюдения ООО «Ульяновскнефтегаз» при осуществлении своей деятельности экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления нашли свое подтверждение. Соответственно в этом имеется и вина Мифтахова Р.Т. возглавляющего ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», которое является организацией управляющей деятельностью ООО «Ульяновскнефтегаз».

Вина Мифтахова Р.Т. в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении должностного лица и судебных решениях доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ООО «Ульяновскнефтегаз» и его руководством  требований природоохранного законодательства, а также свидетельствующих о том, что должностное лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения, в материалах дела не имеется.

При этом следует отметить, что судья Новоспасского районного суда своим решением обоснованно исключил из объема вмененного Мифтахову Р.Т. обвинения обстоятельства, имевшие место до его (Мифтахова Р.Т.) назначения на занимаемую в настоящее время должность.

Назначенное должностному лицу (Мифтахову Р.Т.) наказание соответствует минимальному значению санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюдены. При этом следует иметь в виду, что срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение подлежит исчислению с момента выявления правонарушения.

Доводы рассматриваемой жалобы обоснованности выводов предыдущих инстанций о виновности Мифтахова Р.Т. как должностного лица в совершении правонарушения не опровергают.

Не могут служить основанием для удовлетворения жалобы и доводы о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку нарушения в сфере экологии, санитарно-эпидемиологических требований, охраны окружающей среды существенно нарушают охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц.

Следует также учесть, что ссылка автора жалобы на малозначительность правонарушения свидетельствует о фактическом признании им своей вины  в совершении правонарушения.

Доводы жалобы о нарушении сроков проведения проверки являются несостоятельными. В материалах дела (л.д. 246, 247, том 1) имеется приказ о продлении срока проведения плановой выездной проверки ООО «Ульяновскнефтегаз».

Нарушений положений ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 ФЗ при издании этого приказа не допущено.

Доводы жалобы о допущенных в ходе рассмотрения дела многочисленных процессуальных нарушениях, также не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.

Основанием для отмены состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления (решений) являются не любые нарушения процессуальных требований, а только существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таких существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, предыдущими инстанциями допущено не было.

Другие доводы жалобы были предметом обсуждения предыдущими инстанциями, рассматривавшими данное дело, и оценка этим доводам дана правильная.

Учитывая изложенное жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Бородихиной О.В. от 29 сентября 2017 года, решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2018 года и решение  судьи Ульяновского областного суда от 12 июля 2018 года в отношении генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                             Л.В. Болбина