Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ
Документ от 06.11.2018, опубликован на сайте 13.11.2018 под номером 77021, Админ. надзор, КоАП: ст. 8.5, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

                                                                                      Дело №  4А - 451/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             6 ноября 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Бородихиной О.В. от 29 сентября 2017 года, решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2018 года и решение  судьи Ульяновского областного суда от 12 июля 2018 года в отношении генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

27 сентября 2017 года старший государственный инспектор Российской Федерации по охране природы, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора Бородихина О.В. составила протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Р.Т. по ст. 8.5 КоАП РФ.

В вину генеральному директору ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» Мифтахову Р.Т. было вменено следующее.

Мифтахов Р.Т. является руководителем ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара». Указанное общество в свою очередь наделено полномочиями единоличного исполнительного органа ООО «Ульяновскнефтегаз».

В период с 01.08.2017 по 21.09.2017 в ООО «Ульяновскнефтегаз» была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно протоколу об административном правонарушении в ходе проведения плановой выездной проверки ООО «Ульяновскнефтегаз» 9 августа 2017 года обнаружены факты разлива нефти на территориях нефтяных скважин  №№ 117, 119 Ружевского месторождения, расположенных по адресам: Ульяновская область, Новоспасский район, в 5439 м южнее с. Новое Томышево и Ульяновская область, Новоспасский район, в 4865 м южнее с. Новое Томышево, площадями 49 и 24 кв.м соответственно.

С указанных выше участков были отобраны пробы почвы, составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 9 августа 2017 года.

Согласно протоколу результатов количественного химического анализа (КХА) проб почвы, отходов и донных отложений от 17 августа 2017 года, составленного специалистами филиала «ЦЛАТИ по Липецкой области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» и заключения к нему, в отобранной с территории земельного участка в районе месторасположения скважины нефтяной № 117 Ружевского месторождения пробе почвы содержание нефтепродуктов превышает предельно допустимую концентрацию в 74 раза (л.д. 232 – 234, том 1).

Согласно протоколу результатов количественного химического анализа (КХА) проб почвы, отходов и донных отложений от 17 августа 2017 года, составленного специалистами филиала «ЦЛАТИ по Липецкой области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» и заключения к нему, в отобранной с территории земельного участка в районе месторасположения скважины нефтяной № 119 Ружевского месторождения, пробе почвы содержание нефтепродуктов превышает предельно допустимую концентрацию в 36 раз (л.д. 229- 231, том 1).

При этом сообщений об указанных авариях (разливах нефти), их последствиях и результатах ликвидации последствий аварий от ООО «Ульяновскнефтегаз», находящегося в управлении ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» генеральным директором которого является Мифтахов Р.Т., в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области не поступали.

В вину генеральному директору ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахову Р.Т. вменено сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Бородихиной О.В. от 29 сентября 2017 года генеральный директор ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахов Р.Т. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Решением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2018 года указанное постановление изменено, исключено из обвинения указание на «умышленное искажение или несвоевременное сообщение … о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов».

В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 12 июля 2018 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, генеральный директор ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахов Р.Т. не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и судебными решениями, просит их отменить, а производство по делу – прекратить.

В обоснование жалобы указано, что суд при вынесении решения не учел нарушения норм материального и процессуального права, допущенные должностным лицом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области при вынесении постановления о назначении административного наказания.

Полагает, что в соответствии с положениями Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 3 марта 2003 года № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» не предусмотрена обязанность по извещению о розливе нефти и нефтепродуктов объемом до семи тонн. Поскольку материалами дела не установлен факт разлива нефти и нефтепродуктов объемом свыше семи тонн, то соответственно его вина в совершении инкриминируемого правонарушения не доказана.

В жалобе также указано, что протокол об административном правонарушении не содержит сведений о времени возникновения на нефтяных скважинах № 117 и № 119 Ружевского месторождения вообще каких-либо аварийных ситуаций (разлития нефти), что не позволяет определить начало отсчетов срока давности привлечения к административной ответственности.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В вину генеральному директору ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахову Р.Т. вменено то, что в нарушение требований п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 имело место сокрытие фактов аварий (разлития нефти) на нефтяных скважинах № 117 и №119 Ружевского месторождения.

При этом в протоколе об административном правонарушении нет сведений о том, когда именно на указанных выше скважинах имели место аварии, в результате которых происходили разливы нефти. Между тем выяснение этих обстоятельств необходимо для правильного решения вопроса о привлечении к ответственности по ст.  8.5 КоАП РФ исходя из следующего.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Пунктом 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 №240, предусмотрено, что организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В указанных выше обстоятельствах генеральному директору ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахову Р.Т. вменяется в вину неисполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку.

Следовательно, инкриминируемое генеральному директору ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахову Р.Т. административное правонарушение не является длящимся, поскольку обязанность по передаче оперативного сообщения должна была быть выполнена немедленно, т.е. в день возникновения инцидента на опасном промышленном объекте, связанного с разливом нефти.

Таким образом, следует признать заслуживающими внимания доводы жалобы о том, что для правильного исчисления срока давности привлечения к ответственности за данное правонарушение необходимо установить, когда именно имели место факты разлива нефти на нефтяных скважинах № 117 и №119 Ружевского месторождения.

Однако в ходе рассмотрения дела эти обстоятельства установлены не были.

Между тем без установления этих обстоятельств невозможно сделать вывод о законности или незаконности привлечения генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Р.Т. к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку в данном случае невозможно сделать суждение о соблюдении срока давности привлечения правонарушителя к административной ответственности.

С учетом вышеизложенного следует прийти к выводу о том, что по данному делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являются основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, для устранения этих недостатков.

Вместе с тем, в данном случае указанные выше недостатки, допущенные при рассмотрении дела, уже не могут быть устранены.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет один год. На сегодняшний день этот срок уже истек, поскольку даже со дня выявления правонарушения (9 августа 2017 года) прошло более одного года.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

жалобу генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Бородихиной О.В. от 29 сентября 2017 года, решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2018 года и решение  судьи Ульяновского областного суда от 12 июля 2018 года в отношении генерального директора ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» (управляющей организации ООО «Ульяновскнефтегаз») Мифтахова Руслана Талгатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 

Заместитель председателя

Ульяновского областного суда                                                         Болбина Л.В.