Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Постановление президиума
Документ от 08.11.2018, опубликован на сайте 12.11.2018 под номером 76968, Президиум уголовный, УК РФ: ст. 105 ч.1, Судебные ПОСТАНОВЛЕНИЯ первой инстанции ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА

Судья Садыкова Л.В.                                                                           Дело № 44У-39/2018

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                  8 ноября 2018 г.

 

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рузавиной Т.А.

и членов президиума Шибковой И.В., Болбиной Л.В., Киргизова И.В.,

с участием прокурора Мяльдзина Р.З.,

осужденного Гусева И.В.,

при ведении протокола секретарем Чугуновой О.С.,

рассмотрел судебный материал по кассационной жалобе осужденного Гусева И.В. на постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 12 сентября 2018 г. в отношении

ГУСЕВА Игоря Викторовича,

***,

 

которым в соответствии со ст. 10 УК РФ пересмотрены приговоры судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 14 мая 1991 г. и Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 октября 2008 г. в связи с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 3 июля 2018 г. № 186-ФЗ.

 

В апелляционном порядке постановление не обжаловалось.

 

Заслушав доклад судьи Ульяновского областного суда Терентьевой Н.А., изложившей обстоятельства дела, содержание постановления, доводы кассационной  жалобы и мотивы вынесения постановления о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании  суда  кассационной инстанции, выступления  осужденного Гусева И.В., прокурора Мяльдзина Р.З., просивших отменить постановление, президиум

 

УСТАНОВИЛ:

 

из представленных материалов усматривается, что Гусев И.В. приговором судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 14 мая 1991 г. (с учетом постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2017 г.) осужден:

- по ч.1 ст. 112 УК РФ (в редакции ФЗ-420 от 07 декабря 2011 г.) к ограничению свободы сроком на 1 год 6 месяцев,

- по ч.1 ст. 115 УК РФ (в редакции ФЗ-420 от 07 декабря 2011 г.) к обязательным работам сроком на 200 часов,

-  по п.п. «б», «г» ст. 102 УК РСФСР к 11 годам 10 месяцам лишения свободы.

На основании ст. 40 УК РСФСР Гусеву И.В. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет 10 месяцев с отбыванием в исправительно-трудовой колонии усиленного режима.

 

Определением Туркменбашинского этрапского суда Республики Туркмения от 1 октября 1999 г.  Гусев И.В.  освобожден условно-досрочно на 2 года 11 месяцев 15 дней.

 

Он же приговором Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 октября 2008 г. (с учетом постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2017 г.) осужден по ч.1 ст. 105 УК РФ к 13 годам лишения свободы.

На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору  судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 14 мая 1991 г. и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 13 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

Постановлением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 12 сентября 2018 г. по заявлению осужденного  Гусева И.В. вышеуказанные приговоры приведены в соответствие с Федеральным законом РФ № 186-ФЗ от 3 июля 2018 г. и постановлено:

- по приговору судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 14 мая 1991 г. считать осужденного Гусева И.В. освобожденным условно-досрочно на неотбытый срок наказания  2 года 5 месяцев 15 дней,

-  по приговору Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 октября 2008 г. наказание, назначенное Гусеву И.В. по правилам ст. 70 УК РФ, смягчить до 13 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

В кассационной жалобе осужденный Гусев И.В. полагает, что постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 12 сентября 2018 г. является незаконным и необоснованным, поскольку суд произвел неверный подсчет срока наказания, подлежащего сокращению. Так, суд постановил считать его освобожденным условно-досрочно на неотбытый срок 2 года 5 месяцев 15 дней и снизил окончательное наказание по последнему приговору, при этом исходил из срока условно-досрочного освобождения 2 года 11 месяцев 15 дней. Однако суд не принял во внимание, что  с учетом постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2017 г.  о пересмотре приговора срок условно-досрочного освобождения  сократился до 2 лет 9 месяцев 15 дней. Кроме того, после зачета в срок отбытия наказания содержания в следственном изоляторе и зачете в срок отбытия наказания 6 месяцев лишения свободы, считает снижение судом окончательного наказания всего на 1 месяц несоразмерным и немотивированным. Просит передать его жалобу на рассмотрение в судебном заседании кассационной инстанции, отменить постановление  Заволжского районного суда г. Ульяновска 12 сентября 2018 г. и направить материалы дела на новое судебное рассмотрение.

 

Проверив представленные материалы дела, доводы кассационной жалобы осужденного Гусева И.В., президиум приходит к выводу о том, что постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 12 сентября 2018 г. подлежит  отмене.

 

Согласно с ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление суда должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Таким признается судебный акт, соответствующий требованиям уголовного и уголовно-процессуального закона, содержащий основанные на материалах дела выводы суда по обстоятельствам, относящимся к предмету разрешаемых вопросов.

 

В соответствии с п. 13 ст. 397 УПК РФ суд первой инстанции обязан проверить постановленные в отношении осужденного  неисполненные приговоры в полном объеме, приведя их в соответствие с действующим законодательством и обосновать свое решение надлежащим образом. При этом суд должен разрешить все вопросы, связанные с пересмотром приговоров в той мере, в которой изменения уголовного закона улучшают положение осужденного.

 

Правильное применение уголовного закона является обязанностью суда.

 

Из представленных документов усматривается, что суд первой инстанции при пересмотре приговоров не в полной мере выполнил требования уголовного и уголовно-процессуального закона.

 

В соответствии с п. «б» ч.3.1 ст.72 УК РФ в редакции Федерального закона №186-ФЗ от 3 июля 2018 г. время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима.

 

Как усматривается из приговора судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 14 мая 1991 г. (с учетом постановления Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2017 г.), Гусеву И.В. окончательное наказание назначено в виде лишения свободы на срок 11 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима.

 

Поскольку Федеральным законом РФ № 5329-1 от 6 июля 1993 г. в ч. 3 ст. 24 УК РСФСР внесены изменения относительно видов исправительных учреждений,
вследствие чего Гусева И.В. следует считать осужденным к отбыванию лишения свободы в исправительной колонии общего режима, то суд верно пришел к выводу о необходимости пересмотра приговора в части зачета в срок наказания периода содержания осужденного под стражей до вступления приговора от 14 мая 1991 г.  в законную силу.

Вместе с тем, принимая решение о сокращении срока отбывания наказания, суд исходил из первоначального срока условно-досрочного освобождения Гусева И.В. по данному приговору 2 года 11 месяцев 15 дней, при этом не принял во внимание постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2017 г., которым при пересмотре приговора от 14 мая 1991 г. действия Гусева И.В.  были квалифицированы в редакции нового уголовного закона и окончательное наказание  ему смягчено с 12 лет до 11 лет 10 месяцев лишения свободы, соответственно срок условно-досрочного освобождения сократился до 2 лет 9 месяцев 15 дней.

 

При определении срока, подлежащего зачету в срок отбывания наказания, суд исходил из того, что по приговору от 14 мая 1991 г. срок отбытия наказания Гусеву И.В. постановлено исчислять с 17 сентября 1990 г., указанный приговор вступил в законную силу 18 сентября 1991 г.  Следовательно, Гусев И.В. содержался под стражей 1 год 2 дня, однако судом при пересмотре приговоров зачтено в срок отбытия наказания ровно 6 месяцев.

 

Кроме того, снижая Гусеву И.В. наказание в виде лишения свободы по приговору от 9 октября 2008 г. на один месяц, суд в постановлении о пересмотре приговоров не привел мотивов снижения наказания в таком размере.

 

Таким образом, при разрешении ходатайства осужденного Гусева И.В. судом допущено существенное нарушение норм уголовного и уголовно-процессуального закона, что повлияло на исход дело, то есть на правильность его разрешения.

 

При новом рассмотрении ходатайства осужденного Гусева И.В. о приведении приговоров в соответствие с действующим уголовным законом суду следует учесть вышеизложенное и принять законное, обоснованное и мотивированное постановление с соблюдением требований уголовного и уголовно-процессуального закона, имеющих значение для правильного разрешения ходатайства по существу.

 

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 40114, 40115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Ульяновского областного суда

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

постановление Заволжского районного суда г. Ульяновска от 12 сентября 2018 г. в отношении Гусева Игоря Викторовича отменить и передать материалы дела на новое судебное  рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

 

Председательствующий                                                                                    Т.А. Рузавина