Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным отказа в выдаче свидетельства
Документ от 30.10.2018, опубликован на сайте 20.11.2018 под номером 76962, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в выдачи свидетельства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                Дело № 33-4734/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          30 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ивановой Ольги Владимировны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 августа 2018 года, по которому постановлено:             

в удовлетворении исковых требований Ивановой Ольги Владимировны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения незаконным и возложении обязанности выдать свидетельство о предоставлении единовременной социальной выплаты отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Ивановой О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Иванова О.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения незаконным и возложении обязанности выдать свидетельство о предоставлении единовременной социальной выплаты.

Исковые требования мотивированы тем, что 05 октября 2013 года в результате  многоплодной беременности у нее родилась двойня. Согласно п. 4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области»
семьям, в которых в результате многоплодных родов родились двое детей, предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения при рождении двоих детей в результате многоплодных родов, размер которой рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости, одного квадратного метра общей площади жилья в Ульяновской области, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату рождения детей в результате многоплодных родов, и общей площадью в размере 18 кв.м на каждого ребенка, в связи с рождением которого возникло право на единовременную социальную выплату. О праве своей семьи на указанную социальную выплату ей стало известно только в марте 2018 года, в связи с чем, она через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области  подала заявление с приложением всех необходимых документов «для назначения и выплаты государственных выплат отдельным категориям граждан в
части предоставления единовременной денежной выплаты при рождении детей в
результате многоплодных родов». Уведомлением Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 22 мая 2018 года ей было отказано в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов, с чем она не согласна, т.к. подлежит применению норма Закона №180-ЗО, действовавшая на момент возникновения права – 05 октября 2013 года.

Просила признать решение об отказе от 22 мая 2018 года №73-ИОГВ-08.01.02.01/9081исх. в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов незаконным и обязать ответчика выдать свидетельство о предоставлении единовременной социальной выплаты.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Иванова О.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что её семья имеет право на получение меры социальной поддержки в форме единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку были соблюдены все необходимые для этого требования законодательства, не смотря на то, что она была признана не многодетной, в соответствии со ст.2 Закона №180-ЗО. Кроме того, считает несостоятельной ссылку суда на то, что на момент обращения к ответчику за выплатой, п.4 ст.4 Закона №180-ЗО утратил силу на основании Закона №177-ЗО. Так же в обоснование своих доводов ссылается на судебную практику Астраханского областного суда. Указывает на несостоятельность выводов суда в части отказа ей в удовлетворении исковых требований по причине не принятия мер по обращению с заявлением о получении единовременной социальной выплаты с момента рождения детей, поскольку в соответствии с п.3 Порядка предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита (займа) (утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 августа 2013 года №368-П) срок обращения за свидетельством не ограничен. Датой возникновения права на единовременную социальную выплату является дата рождения детей. Полагает, что распространение на ее семью норм закона  №180-ЗО в редакции Закона №177-ЗО приводит к ее дискриминации по сравнению с другими семьями, у которых родились двое детей в этот же период и которые получили свидетельства  о предоставлении единовременной  социальной выплаты.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Законом Ульяновской области от 2 ноября 2011 года №180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 2 ноября 2011 года №180-ЗО) установлены меры социальной поддержки, предоставляемые отдельным категориям семей, перечисленных в статье 1 данного Закона, в том числе семьям, в которых в результате многоплодных родов родились дети.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрены меры социальной поддержки семей, в которых в результате многоплодных родов родились дети, в частности предоставление единовременной денежной выплаты в размере 10000 рублей при рождении детей в результате многоплодных родов; право на внеочередной прием врачами, а также соответствующим средним медицинским персоналом медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Ульяновской области, уполномоченному в сфере здравоохранения, при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара; предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере установленного Правительством Ульяновской области среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, находящиеся на территории Ульяновской области и реализующие образовательную программу дошкольного образования, на каждого ребенка в возрасте от полутора до трех лет, не посещающего указанные образовательные организации; сопровождение семьи социальным работником со дня рождения детей и до достижения ими трехлетнего возраста.

В соответствии с ч. 1.1 указанной статьи многодетным семьям, в которых в результате многоплодных родов родились дети, предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения, размер которой рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Ульяновской области, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату рождения детей в результате многоплодных родов, и общей площади жилого помещения в размере 18 квадратных метров на каждого ребенка, в связи с рождением которого возникло право на данную единовременную социальную выплату.

Меры социальной поддержки, установленные пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются многодетным семьям либо в соответствии с настоящим Законом, либо в соответствии с пунктами 3 и 14 части 1 статьи 3 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» по выбору многодетной семьи (ч.2 ст. 4).

Мера социальной поддержки, установленная пунктом 3 части 1 настоящей статьи, предоставляется в случае невозможности приема ребенка на обучение по образовательной программе дошкольного образования в государственные, муниципальные и частные образовательные организации, осуществляющие соответствующую образовательную деятельность, по причинам отсутствия в них свободных мест либо наличия у ребенка медицинских противопоказаний для его обучения в указанных образовательных организациях.

Мера социальной поддержки, установленная частью 1.1 настоящей статьи, предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее получением многодетная семья, в которой в результате многоплодных родов родились дети, соответствует совокупности следующих требований: 1) оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния; 2) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; 3) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) не менее двоих детей, родившихся в указанной семье в результате многоплодных родов, находятся в живых (ч.3 ст.4).

Расчет размера единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусмотренной пунктом 4 части 1 настоящей статьи, осуществляется исходя из числа родившихся в результате многоплодных родов детей, которые находятся в живых по состоянию на день обращения за ее получением.

Многодетные семьи, воспользовавшиеся правом на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении троих и более детей в результате многоплодных родов, единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в соответствии с Законом Ульяновской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», меры социальной поддержки, установленной частью 1 статьи 8.1 настоящего Закона, а также правом на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», не имеют права на получение меры социальной поддержки, установленной частью 1.1 настоящей статьи (ч.4 ст.4).

В целях реализации Закона от 2 ноября 2011 года № 180-ЗО постановлением Правительства Ульяновской области от 19 августа 2013 года №368-П утвержден порядок предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 10  указанного порядка решение об отказе в выдаче свидетельства принимается в случае отсутствия у заявителя на дату обращения права на получение единовременной социальной выплаты.

Как установлено судом первой инстанции, 05 октября 2013 года у Ивановой О.В. в результате многоплодной беременности родились дети П*** и А***.

27 марта 2018 года Иванова О.В. через МФЦ обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению и выплате государственных выплат отдельным категориям граждан в части предоставления единовременной денежной выплаты при рождении детей в результате многоплодных родов, предоставив заявление, паспорт гражданина РФ, свидетельства о рождении и свидетельство о заключении брака.

Письмом от 22 мая 2018 года №73-ИОГВ-08.01.02.01/9081исх. Ивановой О.В. было направлено уведомление об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов.

Отказ мотивирован тем, что ст. 4 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» определено, что мера социальной поддержки в форме единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, размер которой рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Ульяновской области, установленной уполномоченным Правительством, Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на дату рождения детей в результате многоплодных родов, и общей площади жилого помещения в размере 18 квадратных метров на каждого ребенка, в связи с рождением
которого возникло право на данную единовременную социальную выплату, предоставляется многодетным семьям, в которых в результате многоплодных родов родились дети.

В соответствии с законодательством Ульяновской области многодетными семьями признаются семьи, имеющие на воспитании и содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет или старше этого возраста, обучающихся в общеобразовательных организациях, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Семья Ивановой О.В. многодетной не является, в семье на воспитании и содержании находится два ребёнка.

Полагая отказ в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате  многоплодных родов незаконным, Иванова О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства, проанализировал нормы законодательства, регулирующие правоотношения сторон. На основании анализа и оценки, которых пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия  соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Поскольку выдача свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты происходит на заявительной основе, то право на его получение определяется по состоянию на день обращения за его получением.

Пункт 4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-3О, на который ссылается Иванова О.В. в обоснование своей позиции о незаконности отказа Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении детей в результате многоплодных родов, утратил силу на основании Закона Ульяновской области от 25 декабря 2017 года №177-ЗО и на момент ее обращения 27 марта 2018 года с заявлением в МФЦ, применению не подлежал.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.

Ссылка в апелляционной жалобе пункт 3 постановления Правительства Ульяновской области от 19 августа 2013 года №368-П об утверждении Порядка предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита (займа) о том, что срок обращения за свидетельством не ограничен, несостоятельна. В данном случае норм права, предусматривающая  предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении в результате многоплодных родов утратила силу, в связи с чем не подлежит применению Порядок, который устанавливает механизм предоставления такой льготы.

Доводы жалобы, суть которых сводится к тому, что о праве на указанную социальную выплату истице стало известно только в марта 2018 года, не опровергают выводы суда, как указано выше право на данную выплату носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на меру социальной поддержки, право на которую на момент обращения Иванова О.В. не имела.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года №180-ЗО и их действия во времени не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

Приведенная в обоснование доводов апелляционной жалобы иная судебная практика, в частности Астраханского областного суда не может быть принята во внимание, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ивановой Ольги Владимировны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: