Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 30.10.2018, опубликован на сайте 13.11.2018 под номером 76960, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                                               Дело № 33-4672/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                       30 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гульновой Ларисы Васильевны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении искового заявления Гульновой Ларисы Васильевны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области    № 522066/17 от 11.12.2017 г. об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы с 21.04.2004 г. по 09.10.2007 г. в должности фельдшера-диспетчера ООО «М***», с 10.10.2007 г. по 02.10.2009 г. в должности стершей медицинской сестры ООО «М***» в льготном исчислении и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения с 07.11.2017 г. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Гульновой Л.В., ее представителя Мустафиной Ю.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гульнова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе Г.Ульяновска) о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.

В обосновании иска указала, что 07.11.2017  обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением УПФ РФ № 522066/17 от 11.12.2017 отказано в назначении пенсии, при этом не включены периоды работы в ООО «Ц***»,!% которое с 24.10.2008 переименовано в ООО «М***»: с 21.04.2004  по 09.10.2007  в должности фельдшера-диспетчера, с 10.10.2007 по 02.10.2009  в должности старшей медицинской сестры. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в заявленные периоды она работала в должности фельдшера, а работодатель ошибочно указал фельдшер-диспетчер.  ООО «Ц***», переименованное в ООО «М***» занималось лечебной и иной профилактической деятельностью по охране здоровья населения, что подтверждается лицензией. Считает, что не может влиять на признание за ней права на досрочное назначение пенсии то обстоятельство, что работодатель не подтвердил особый характер работ.

Просила признать незаконным решение  ГУ- УПФ РФ № 522066/17 от 11.12.2017 об отказе в назначении пенсии, включить периоды работы с 21.04.2004 по 09.10.2007 в должности фельдшера-диспетчера ООО «М***», с 10.10.2007 по 02.10.2009 в должности старшей медицинской сестры ООО «М***» в льготном исчислении и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения с 07.11.2017.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Гульнова Л.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования.

В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, а обстоятельства, имеющие значение для дела, определены неправильно. Представленные письменные доказательства указывают на то, что организация с момента образования занималась лечебной и иной профилактической деятельностью по охране здоровья населения, в условиях поликлиники, ее работа в спорные периоды была  связана непосредственно  с осуществлением лечебной деятельности, и она имела право на назначение льготной пенсии, однако со стороны третьего лица за указанные периоды в адрес ответчика не представлялись сведения дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о том, что ООО «М***», являясь коммерческой организацией, не относится к учреждениям здравоохранения по своей организационно-правовой форме. Оспаривая выводы суда указывает, что в спорный период с 21.04.2004 по 09.10.2007 она работала в качестве  фельдшера неотложной помощи. Так же в обоснование своей позиции ссылается на трудовую книжку и показания свидетеля Р*** Е.Л., документы, подтверждающие её обучение в спорный период по программам, необходимым для работы в государственных учреждениях здравоохранения. Ссылается на льготно-уточняющую справку №112 от 20.06.2017, выданную ООО «М***», из которой следует, что сведений о периодах, подлежащих исключению из специального трудового стажа, дающих право на назначение ей пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, не имеется. Считает, что её права обжалуемым судебным решением были нарушены, приводя в обоснование своей позиции сложившуюся судебную практику.

 

В отзыве на апелляционную жалобу ГУ -УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представители ответчика и третьего лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим  образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года        № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года  № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №  665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года         № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список № 1066, Правила № 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список №464);

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Как следует из материалов дела, в соответствии с трудовым договором от 21 апреля 2004 года Гульнова Л.В. была принята на работу в ООО «Ц***» в качестве фельдшера-диспетчера неотложной помощи (л.д.71),  10 октября 2007 года переведена на должность старшей медицинской сестры (л.д.74), 24 октября 2008 года ООО «Ц***»  переименовано в ООО «М***», 02 октября 2009 года уволена по п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию (л.д.14, 75).

7 ноября  2017 года Гульнова Л.В., *** года рождения обратилась в ГУ – УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения не менее 30 лет в городах).

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ- УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 11 декабря 2017 года №3356 Гульновой Л.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Учтенный пенсионным органом специальный медицинский стаж Гульновой Л.В. на момент ее обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости составил 24 года 02 месяца 02 дня.

В специальный стаж Гульновой Л.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, пенсионным органом не были включены периоды ее работы: с 1 апреля 1988 года по 3 апреля 1988 года – отпуск без сохранения заработной платы в ГУЗ «У***», с 21 апреля 2004 года по 9 октября 2007 года в должности фельдшера-диспетчера в ООО «М***», с 10 октября 2007 года по 2 октября 2009 года в должности старшей медицинской сестры в ООО «М***».

Не согласившись с решением пенсионного органа, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Установив указанные выше обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом требований закона,  отказав Гульновой Л.В. в удовлетворении заявленных  требований  о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов ее работы в должностях фельдшера-диспетчера в ООО «М***» с 21 апреля 2004 года по 9 октября 2007 года, в должности старшей медицинской сестры в ООО «М***» с 10 октября 2007 года по 2 октября 2009 года, суд исходил из того, что ООО «Ц***», затем ООО «М***» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли и не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным  в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Термин «учреждение здравоохранения» не подлежит расширительному толкованию и не применяется к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).

Из учредительных документов ООО «Ц***» и ООО «М***» следует, что основной целью деятельности общества является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации указанная организация является коммерческой. 

При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенного правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж  истицы для досрочного назначения страховой пенсии периодов ее работы в указанных должностях, поскольку ООО «Ц***», а затем ООО «М***» по своей организационно-правовой форме не относятся к учреждениям здравоохранения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требования о назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием специального стажа для назначения страховой пенсии.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Приведенная в обоснование доводов апелляционной жалобы иная судебная практика не может быть принята во внимание, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истица ссылалась в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гульновой Ларисы Васильевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: