Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 30.10.2018, опубликован на сайте 09.11.2018 под номером 76943, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                                             Дело № 33-4808/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              30 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 июля 2018 года, по которому постановлено:

иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать Авдонову Кириллу Николаевичу бесплатные рецепты на *** в количестве 6-9 *** в месяц.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, в интересах Авдонова К.Н. к ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» (далее ГУЗ «ЦК МСЧ») о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на выписку бесплатных рецептов на лекарственные препараты.

В обоснование требований указал, что Авдонов К.Н., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «ЦК МСЧ» с диагнозом: ***. В соответствии с рекомендациями лечащего врача ФБГБУ «Г***., служебной запиской главного внештатного *** Министерства здравоохранения Ульяновской области В*** С.Н. Авдонов К.Н. постоянно нуждается в лекарственных препаратах: *** в количестве 9 *** в месяц, при подготовке к плановому оперативному вмешательству, *** методом обследования – *** по 200 мг в сутки за 5-7 дней до и 3-4 дня после манипуляций, *** по 1000 мг 3 раза в сутки. Между тем, лечащим врачом ГУЗ «ЦК МСЧ» с ноября 2017 года по апрель 2018 года льготные рецепты Авдонову К.Н. на *** не выписались, *** в течение 2017 года выписан один раз в количестве 1 упаковки, *** не выписывался.

С учетом уточнения иска просил обязать ГУЗ «ЦК МСЧ» выписывать Авдонову К.Н. бесплатные рецепты на лекарственный препарат *** в количестве 6-9 *** в месяц.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «ЦК МСЧ» не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что лекарственный препарат *** отсутствует в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р. Кроме того *** является препаратом стационарного применения, поскольку запрещено введение данного препарата посредствам инъекций в домашних условиях. Указывает на отсутствие у истца жизнеугрожающих отёков, в связи с чем необходимо было бы принимать данное лекарство. Поясняет, что дозировку препарата, необходимую истцу, рассчитать невозможно.

В возражении на жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Авдонов К.Н. состоит на диспансерном учете в ГУЗ «ЦК МСЧ» с диагнозом: ***.

Указанный диагноз установлен Авдонову К.Н. 21.11.2014 в Ф***.

Сведения об Авдонове К.Н. включены в регистр больных *** заболеваниями.

Согласно сведениям ФГБУ «Г***» Ф*** Р*** от 22.07.2015 Авдонов К.Н. наблюдался в данном медицинском учреждении с диагнозом: ***, для купирования одной острой жизнеугрожающей атаки необходим *** в количестве 2 ***.

Из заключения врача-специалиста *** Ф*** от 21.06.2018 следует, что учитывая локализацию отеков в области дыхания, внутренних органов, обострения могут угрожать жизни, в связи с чем Авдонову К.Н. необходима специфическая терапия препаратами, зарегистрированными на территории РФ для купирования приступов Н*** – *** или ***. По жизненным показаниям, в домашних условиях, при первых признаках развития отека любой локализации показано введение препарата *** 1 мл (30мг) подкожно (***). При неэффективности показано два повторных введения с интервалом в 6 часов. Необходимо введение вначале появления симптомов, что предполагает наличие препарата у пациента на руках. Учитывая частоту возникновения отеков, пациенту необходимо иметь при себе 2-3 *** на 1 приступ (6-9 *** в месяц). Технике самостоятельного введения препарата обучен.

Из протокола № 1472 от 28.06.2018 врачебной подкомиссии поликлиники № 2 ГУЗ ЦК МСЧ по вопросу обеспечения Авдонова К.Н. лекарственными препаратами «***», «***» следует, что пациенту по жизненным показаниям, в домашних условиях, при первых признаках развития отека любой локализации показано введение препарата *** 1 мл (30мг) подкожно (***). Учитывая частоту возникновения отеков, пациенту необходимо иметь при себе 2-3 *** на 1 приступ (6-9 *** в месяц).

Авдонов К.Н. включен в регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими хроническими прогрессирующими редкими (***) заболеваниями, однако лекарственным препаратом «***», в котором он нуждается по медицинским показаниям, не обеспечивается.

Полагая, что ответчиками нарушено право Авдонова К.Н. на льготное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 1); организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (***) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (п. 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года №403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (***) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в пункт 6 которого включен «***».

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 1430н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи при ангионевротическом отеке. В предусмотренный Стандартом перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, препарат «***», об обеспечении которым просит Авдонов К.Н., не включен.

Согласно ч. 3 и 4 статьи 44 Федерального закона № 323-ФЗ Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (***) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (***) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Согласно разделу V программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи». За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.

В отношении заболевания Авдонова К.Н. в Стандарте препарат «***» не поименован, что, в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона №323-ФЗ, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Материалами дела подтверждено, что истцу по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии от 28.06.2018 рекомендован прием лекарственного препарата «***» с указанием на то, что введение данного препарата показано по жизненным показаниям, в домашних условиях, при первых признаках развития отека любой локализации. Учитывая частоту возникновения отеков, пациенту необходимо иметь при себе 2-3 *** на 1 приступ (6-9 *** в месяц).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Авдоновым К.Н. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ему жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» уклонилось от действий по решению вопроса об оформлении Авдонову К.Н. бесплатного рецепта для обеспечения его требуемым лекарственным препаратом.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что *** является препаратом стационарного применения, запрещено введение данного препарата посредствам инъекций в домашних условиях, является необоснованным, поскольку решением врачебной комиссии поликлиники № 2 ГУЗ ЦК МСЧ от 28.06.2018 по вопросу обеспечения Авдонова К.Н. лекарственными препаратами установлено, что пациенту по жизненным показаниям, в домашних условиях, при первых признаках развития отека любой локализации показано введение препарата *** 1 мл (30мг) подкожно (***).

Ссылка в жалобе на то, что лекарственный препарат *** отсутствует в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р, а также на отсутствие у истца жизнеугрожающих отёков и соответственно необходимости приема данного препарата поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку нуждаемость истца в лекарственном препарате установлена заключениями врачебных комиссий и лечащего врача.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: