Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 23.10.2018, опубликован на сайте 09.11.2018 под номером 76873, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                                 Дело № 33-4598/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              23 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Самойлова Вячеслава Евгеньевича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Самойлова Вячеслава Евгеньевича лекарственными препаратами: «***» по рецептам от 09.11.2017 года, 11.10.2017 года дозировкой 5 мг., (№20) в общем количестве 5 упаковок; «***» по рецепту от 07.08.2017 года дозировкой 5 мг., (№30) в общем количестве 2 упаковки; «***» по рецептам от 13.02.2018 года, 16.01.2018 года дозировкой 200 мг., (№30) в общем количестве 4 упаковки.

Решение в части возложения обязанности обеспечения лекарственным препаратом подлежит немедленному исполнению.  

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, в интересах Самойлова В.Е. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указал, что проведённой прокуратурой проверкой установлено, что Самойлов В.Е., *** года рождения наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Городская больница №3» с диагнозом: ***. Из информации лечебного учреждения следует, что Самойлов В.Е. нуждается в лекарственных средствах «***», «***», «***». 07.08.2018 года Самойлову В.Е. был выписан рецепт на получение лекарственного средства – «***» 5 мг., №30 в количестве двух упаковок. 13.02.2018 года, 16.01.2018 года Самойлову В.Е. были выписаны рецепты на получение лекарственного средства «***» 200 мг., №30 в общем количестве 4 упаковки. 09.11.2017 года, 11.10.2017 года Самойлову В.Е. выписаны рецепты на получение лекарственного средства «***» 5 мг., №20 в общем количестве 5 упаковок. При этом согласно отчета о выписанных рецептах пациента Самойлова В.Е. в период с 01.01.2017 года по 23.05.2018 года названными выше лекарственными средствами заявитель по рецептам не обеспечен в связи с истечением их срока действия. Таким образом, права Самойлова В.Е. на льготное получение данных лекарственных средств грубо нарушены. Указанные выше лекарственные средства показаны к приему и использованию Самойловым В.Е. на постоянной основе, в связи с чем, по настоящее время имеется необходимость их получения.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Самойлова В.Е., *** года рождения, проживающего по адресу: ул. ***, ***, п.Б*** г.У***, лекарственным средством «***» 5 мг., №20 в общем количестве 5 упаковок по выписанным рецептам от 09.11.2017 года и 11.10.2017 года, лекарственным средством «***» 5 мг., №30 по выписанному рецепту от 07.08.2017 года в количестве 2 упаковок, лекарственным средством «***» 200 мг., №30 в общем количестве 4 упаковки по выписанным рецептам от 13.02.2018 года и 16.01.2018 года, обратить решение к немедленному исполнению, в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для здоровья истца, поскольку данные лекарственные средства и медицинские изделия являются для него жизненно важными.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт. 

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.  

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Указывает, что согласно сведениям из Региональной медицинской информационной системы (далее – РМИС) дальнейшее обеспечение Самойлова В.Е. лекарственным препаратом «Бисопролол» Министерством осуществляется.

Считает, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в соответствии с чем они не подлежат запасам впрок. 

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Более того дополняет, что по требованию в части обеспечения по льготным рецептам 2017 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение данным лекарственным препаратом Самойлова В.Е. в связи с завершением 2017 финансового года.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года          № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» сахарный диабет, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, включены в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Самойлов В.Е., *** года рождения, страдает ***, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №3», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального бюджета, в том числе лекарственными препаратами: «***», «***», «***».

Лечащим врачом 09.11.2017, 11.10.2017 истцу были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «***» - таблетки 5 мг, №20 (л.д.15,16); 7.08.2017 лекарственным препаратом «***» - таблетки 5 мг, №30 (л.д.17); 16.01.2018, 13.02.2018 лекарственного препарата «***» - таблетки 200 мг., №30 (л.д.12,13).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2017 № 680-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов  лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

На органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Самойлов В.Е. лекарственными препаратами «***» по рецептам от 9.11.2017, 11.10.2017, «***» по рецепту от 7.08.2017, «***» по рецептам от 13.02.2018, 16.01.2018 обеспечен не был.  

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Самойлова В.Е. данными  лекарственными препаратами в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми лекарствами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему лекарственными препаратами в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области .

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Самойлова В.Е. лекарственными препаратами. 

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  лекарственными препаратами «***», «***», «***» произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанными лекарственными препаратами   носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими  по ранее выписанным рецептам в текущем году  не приведет  к тому, что истец будет  обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Самойлова В.Е. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района  г.Ульяновска, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                   

 

Судьи: