Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание генерального плана
Документ от 25.10.2018, опубликован на сайте 02.11.2018 под номером 76751, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-172/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 октября 2018 года                                                                                   город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Городской Думы города Димитровграда от 28 июля 2010 г. № 34/459 «Об утверждении Генерального плана города Димитровграда Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 28 июля 2010 г. № 34/459 утвержден Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области.

Данное решение 30 июля 2010 г. опубликовано в печатном издании «Муниципальный вестник Заволжья» № 139 (681).

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании не действующим со дня принятия решения Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 28 июля 2010 г. № 34/459 в части включения в границы города Димитровграда Ульяновской области участков, расположенных на землях лесного фонда: части выделов 1-24 квартала 47, части выделов 11, 12, 24 квартала 48, части выделов 1-11, 13 квартала 56, части выделов 1, 6 квартала 57 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области.

В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования города Димитровграда. Согласно Генеральному плану в эти границы включены перечисленные лесные участки.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана города Димитровграда не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Органы местного самоуправления муниципального образования города Димитровграда распоряжаются названными лесными участками по своему усмотрению без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией.

В судебном заседании представитель административного истца Якунина Е.А. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам, дав аналогичные пояснения.

Представитель Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области Архипов П.Л. административный иск не признал, пояснив, что при принятии Генерального плана города Димитровграда установленный порядок был соблюден. Указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного статьей 219 КАС РФ.

Представитель администрации города Димитровграда Губин С.С. административное исковое заявление считал не подлежащим удовлетворению.

Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в письменном отзыве указал на обоснованность административного иска.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письменных отзывах решение оставили на усмотрение суда.

Представитель Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в судебное заседание не явился, письменных возражений в суд не направил.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.            № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в Уставе города Димитровграда, принятого решением Совета депутатов города Димитровграда Ульяновской области от 14 мая 2008 г. № 74/946, действовавшего в период подготовки и утверждения Генерального плана.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании города Димитровграда в соответствии с его Уставом, утвержденным решением представительного органа от 14 мая 2008 г. № 74/946, является Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к доводам административного истца о не соблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

Положениями пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (часть 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации границы лесничеств, лесопарков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Положениями статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.

Пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. При этом положения статьи 8 названного Федерального закона должны применяться во взаимосвязи с другими его статьями, предусматривающими определенный порядок подготовки документов для перевода земель, а также рассмотрения ходатайств о переводе земель из одной категории в другую.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 4, пунктами 1-3 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, границы земель лесного фонда.

Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации было закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г.       № 178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Пунктом 2, подпунктом «а» пункта 5 приведенного Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.

В случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно соответствующему Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта), являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения от 24 марта 2007 г. № 178, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 283, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий (подпункт 5.2.7 пункта 5).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» до 1 января 2015 г. к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Кроме того, подпунктом 5.4.3 Положения, также и в действующей редакции, за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Таким образом, законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в части согласования данного вопроса со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы города Димитровграда при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана города Димитровграда представляться на утверждение Городской Думе города Димитровграда и утверждаться ею не мог.

За Российской Федерацией 22 января 2004 г. зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 59120 га, расположенный в Ульяновской области, Мелекесский лесхоз.

По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей города Димитровграда установлено включение земель лесного фонда, расположенных на землях Мелекесского лесничества, в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство не отрицается и административным ответчиком.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания таких обстоятельств, как соблюдение полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдения его формы и вида, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Несмотря на подготовку Минрегионом России сводного заключения на проект Генерального плана города Димитровграда, доказательств согласования проекта с Рослесхозом - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, административным ответчиком не представлено, поэтому суд приходит к выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана города Димитровграда административным ответчиком не соблюден.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя административного ответчика о том, что спорные лесные участки были включены в границы города Димитровграда на основании Закона Ульяновской области «О муниципальных образованиях Ульяновской области» от 13 июля 2004 г. № 043-ЗО, принятого до утверждения оспариваемого Генерального плана, так как проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежит решение Городской Думы города Димитровграда от 28 июля 2010 г. № 34/459, а не иные нормативные правовые акты.

Ссылка представителя административного ответчика на пропуск административным истцом предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока обращения в суд является несостоятельной, поскольку в силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Положения части 1 статьи 219 КАС РФ регулируют иные правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Городской Думы города Димитровграда от 28 июля 2010 г. № 34/459 «Об утверждении Генерального плана города Димитровграда Ульяновской области» в части включения в границы города Димитровграда Ульяновской области участков, расположенных на землях лесного фонда: части выделов 1-24 квартала 47, части выделов 11, 12, 24 квартала 48, части выделов 1-11, 13 квартала 56, части выделов 1, 6 квартала 57 Русскомелекесского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в городе Димитровграде Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина