Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О прекращении права управления транспортным спредством
Документ от 24.07.2018, опубликован на сайте 26.10.2018 под номером 76659, 2-я гражданская, о прекращении права управления транспортным средством, понуждении к сдаче водительского удостоверения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                 Дело № 33а-3098/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   24 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Курановой Ю.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К*** *** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора г.Димитровграда Ульяновской области   удовлетворить. 

Прекратить право К*** *** по осуществлению деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, до снятия с учета психонаркологической службой ФГУЗ КБ №172 ФМБА России.

Обязать К*** ***, *** года рождения, сдать  удостоверение серии *** в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (г.Димитровград).

Взыскать с К*** *** в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора                     Данилова Е.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к                            К*** *** о прекращении права управления транспортным средством.

В обоснование иска указал, что 30 октября 2010 года К*** ***.  выдано водительское удостоверение серии ***, сроком действия  до 30 октября 2020 года

По сведениям ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России К*** *** с                        января 2018 года состоит на учете с диагнозом: «***», что в силу действующего законодательства является противопоказанием, при котором запрещается управление транспортным средством. 

Наличие у К*** *** водительского удостоверения и, соответственно, права управления транспортным средством создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также их имуществу.

В иске содержалась просьба о прекращении права управления транспортным средством К*** *** до снятия с учета психонаркологической службой ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России; обязать К*** *** после вступления решения в законную силу сдать удостоверение в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (г.Димитровград).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Министерства внутренних дел России по Ульяновской области (УМВД России по Ульяновской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России).

Рассмотрев  заявленные требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе К*** ***. просит об отмене решения.

Жалобу мотивирует тем, что хроническим алкоголизмом не страдает, состоит на профилактическом учете в ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России с диагнозом «***».

Обращает внимание, что в связи с лишением его водительских прав не сможет выезжать на дачный участок, находящийся за пределами города и его семья останется без урожая.

Указывает, что не мог принять участие в судебных заседаниях в Димитровградском городском суде, так как работает вахтовым методом и не знал о рассмотрении дела.

Кроме представителя прокуратуры, другие лица, участвующие в деле, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что 30 октября 2010 года К*** ***. было выдано водительское удостоверение серии ***, категория «А», «В», «С».

В период с 08 сентября 2017 года по 22 сентября 2017 года К*** ***. проходил лечение в наркологическом диспансере ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России, где ему выставлен диагноз: «***» F 10.2.4.2, решением врачебной комиссии ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России от 16.01.2018 № 55 он взят на диспансерный учет, организовано его диспансерное наблюдение.

В связи с тем, что при наличии вышеуказанного диагноза К*** *** не может быть допущен к управлению транспортным средством, прокурор г.Димитровграда обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая требования прокурора, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для прекращения права управления транспортным средством К*** ***

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащий законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995                          № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В абзаце 3 части 1 статьи 28 данного Федерального закона в качестве основания прекращения действия права на управление транспортными средствами предусмотрено выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Пунктами 1, 4 статьи 23.1 этого же Федерального закона предусмотрено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений                          к управлению транспортным средством, которым в качестве противопоказания                  к управлению транспортным средством (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), назван код заболевания по МКБ-10 – F 10.2.4.2.

Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания (абзац 1 раздела 1).

Вопреки доводам апелляционной жалобы в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение наличие у К*** ***. именно хронического алкоголизма, что подтверждается выставленным ему диагнозом, в связи с которым он и был поставлен на диспансерный учет.

Ошибочное указание в обжалуемом решении на постановку К*** ***. на профилактический учет на правильность выводов суда о прекращении его права управления транспортным средством повлиять не может.

При выполнении больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой объективно подтвержденной ремиссии, срок диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом установлен равным 3 года (пункт «а» абзаца 1 раздела 2 Инструкции).

Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной (абзац 8 раздела 2).

В связи с наличием у К*** ***. медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством в виде заболевания: «***», отсутствием доказательств наличия у него стойкой ремиссии в виде заключения врачебной комиссии наркологического диспансера ФГУЗ КБ   № 172 ФМБА России, где он до настоящего времени состоит на диспансерном учете, что безусловно создает опасность причинения вреда при управлении им транспортным средством, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных исковых требований и прекращения права управления транспортным средством.

При этом не имеет правового значения наличие у административного ответчика дачного участка за пределами города, поскольку не является юридически значимым при решении вопроса о прекращении им права управления транспортным средством вследствие имеющихся у него медицинских противопоказаний.

Данное ограничение согласуется с положениями пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Рассмотрение дела в отсутствие К*** *** не свидетельствует о неправильности решения и нарушении его процессуальных прав, права на судебную защиту, установленного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

По общему правилу, вытекающему из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не заявлено об отложении судебного разбирательства, не представлены доказательства уважительности неявки в судебное заседание.

В связи с тем, что К*** ***. был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания 27 апреля 2018 года, в ходе которого вынесено обжалуемое решение, от него не поступало заявлений об отложении слушания дела в связи с наличием уважительных причин невозможности участия в судебном заседании, у городского суда имелись основания для рассмотрения дела в его отсутствие.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

В силу пункта 68 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам.

С учетом того, что заблаговременно направленное извещение суда о рассмотрении дела 27 апреля 2018 года не было получено К*** *** по обстоятельствам, зависящим только от него, поскольку именно он не явился за судебным извещением на почту, что явилось основанием для возвращения почтового конверта с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия исходит из его надлежащего уведомления о судебном заседании и возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от            27 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К*** *** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                          

 

Судьи