УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Русский Д.В.
Дело № 33а-4643/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9
октября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Абакарова Вагифа
Абакаровича на решение Димитровградского городского
суда Ульяновской области от 27 августа 2018 года, по которому постановлено:
Административное исковое заявление врио
начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области об установлении
административного надзора в отношении Абакарова В.А.
удовлетворить.
Установить в отношении Абакарова Вагифа Абакаровича, *** года рождения, уроженца г.Махачкала
Республики Дагестан, административный надзор сроком на 3 года и следующие
административные ограничения:
дважды в месяц являться в орган внутренних дел по месту
жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
не пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося
местом жительства или пребывания поднадзорного
лица, в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток;
не выезжать за пределы территории МО «г.Махачкала Республики
Дагестан»;
не посещать места проведения массовых и культурно-массовых
мероприятий.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня
постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства,
пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения
свободы.
Заслушав доклад председательствующего, заключение
прокурора Сальникова А.А.,
полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение
«Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области)
обратилось в суд с административным иском к Абакарову
В.А. об установлении административного надзора.
В обоснование иска было указано, что приговором Ленинского
районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 18 июня 2015 года Абакаров В.А. осужден по *** Уголовного кодекса Российской
Федерации к лишению свободы сроком на 4 года 3 месяцев в исправительной колонии
общего режима.
С 16 декабря 2017 года Абакаров В.А.
отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, подлежит
освобождению по отбытии срока наказания 3 января 2019 года.
За время отбывания наказания административный ответчик
допускал нарушения режима содержания, за что привлекался к дисциплинарной
ответственности, на проводимые мероприятия воспитательного характера не
реагирует, вину в совершенном преступлении не признает, в содеянной не
раскаивается, признан злостным нарушителем режима отбывания наказания.
В иске
содержалась просьба об установлении в отношении Абакарова
В.А. административного надзора сроком на 3 года с установлением следующих
административных ограничений: запрещения посещения мест проведения массовых и
культурно-массовых мероприятий; запрещения пребывания вне жилого или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в
период времени с 23.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы
г.Махачкала Республики Дагестан; явки в орган внутренних дел по месту
жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Абакаров В.А. просит об отмене
решения.
Жалобу
мотивирует несогласием с административным ограничением в виде ограничения
выезда за пределы г.Махачкалы, так как его родственники проживают в г.Дербенте,
а в г.Сухокумске проживает его гражданская жена, в
связи с чем просит разрешить передвигаться по Республике Дагестан.
Представитель ФКУ ИК-3 УФСИН
России по Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явился, был
надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Абакаров
В.А., отбывающий наказание в вышеназванной исправительной колонии, надлежаще
извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных
пояснений по ней не представил, не направил в апелляционную инстанцию своего
представителя, не заявил об участие в судебном заседании путем
видеоконференцсвязи.
Изложенное дает основание для
рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены
решения.
Из материалов
дела следует, что приговором Ленинского районного суда г.Махачкала Республики
Дагестан от 18 июня 2015 года Абакаров В.А. был
признан виновным в совершении преступления, предусмотренного *** Уголовного
кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы
сроком на 4 года и 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии
общего режима.
С 16 декабря 2005 года Абакаров
В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области.
В период отбывания наказания неоднократно привлекался к
дисциплинарной ответственности, в связи с чем 16 декабря 2017 года признан
злостным нарушителем установленного порядке отбывания наказания
Поскольку Абакаров
В.А. осужден за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания
признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания,
исправительное учреждение обратилось
в суд с настоящим административным иском.
Разрешая требования, районный суд правильно применил нормы
материального права, регулирующие спорные правоотношения, определил юридически
значимые обстоятельства по делу, проверил доводы сторон и пришел к выводу о
наличии оснований для установления в отношении Абакарова
В.А. административного надзора.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Согласно
части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в
отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и
отбывавшего наказание за совершение тяжкого
преступления, судом устанавливается административный надзор в
соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания
наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем
установленного порядка отбывания наказания.
Статьей
2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что
административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами,
указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других
правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в
целях защиты государственных и общественных интересов.
В
соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона административный надзор
устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей
статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного
из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за
совершение особо тяжкого преступления.
Пунктом
1 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1
настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах
лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка
отбывания наказания.
В
силу приведенных норм Закона основанием для установления административного
надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за
совершение особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного
порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры
взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка
отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления
об установлении административного надзора или нет.
Такой
порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной
безопасности и соответствует задачам административного надзора.
В
связи с тем, что приговором суда установлено совершение административным
ответчиком умышленного тяжкого преступления и в период отбывания наказания в
местах лишения свободы он был признан злостным нарушителем установленного
порядка отбывания наказания, суд первой инстанции обоснованно исходил из
наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.
Срок
административного надзора, установленный районным судом, соответствует
положениям пункта 1 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об
административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы».
Устанавливая
административный надзор, суд полно и объективно исследовал все представленные
доказательства, на основании которых правильно определил срок административного
надзора, объем и характер административных ограничений, с учетом обстоятельств
совершения преступления, его тяжести, имеющихся сведений, характеризующих
административного ответчика, его поведения как до совершения преступления, так
и в период отбывания наказания, когда на него накладывалось более 250
взысканий, в том числе, с водворением в штрафной изолятор, отсутствием у него
поощрений.
Выводы
суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона «Об
административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснениям,
данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами
дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения
свободы».
Срок
административного надзора и административные ограничения, в том числе и в виде
запрещения выезда за пределы г.Махачкала Республики Дагестан соответствуют
закону и тяжести совершенного административным ответчиком преступления,
определены судом с учетом обстоятельств совершения преступления, личности
поднадзорного лица, его поведения как до совершения преступления, так и в период
отбывания наказания, когда на него накладывалось 142 взыскания, в том числе, с
водворением в штрафной изолятор, отсутствием у него поощрений.
При
таких обстоятельствах оснований для уменьшения объема административных
ограничений, установленных в отношении Абакарова
В.А., судебная коллегия не усматривает.
Федеральный
закон «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» не содержит
каких-либо ограничений, связанных с имущественным, семейным положением лица, в
отношении которого устанавливается административный надзор. В этой связи,
ссылка в жалобе на наличие родственников в других городах Республики Дагестан
основанием к отмене решения суда являться не может. Установленные судом
административные ограничения не препятствуют Абакарову
В.А. общению с родственниками.
Административные
ограничения, избранные судом первой инстанции в целях предупреждения совершения
правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобождаемое
из мест лишения свободы согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской
Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для
защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем
конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.
Судебная
коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9 Федерального закона «Об административном
надзоре за лицами, освобождаемыми из
мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 суд в течение срока
административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или
поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих
личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных
ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных
заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные
ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного
судом срока административного надзора досрочно прекратить административный
надзор.
Таким
образом, Абакаров В.А. не лишен права в установленном
законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене
административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного
надзора.
В
силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 27 августа 2018
года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Абакарова
Вагифа Абакаровича – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи