Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении жильем
Документ от 23.10.2018, опубликован на сайте 02.11.2018 под номером 76649, 2-я гражданская, о предоставлении помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                              Дело № 33-4676/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      23 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в интересах Ульянова Александра Владимировича,   к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить  Ульянова Александра Владимировича специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории  города У***.

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район»  о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора   Федичко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

и.о. прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Ульянова А.В. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к Министерству промышленности, строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области  о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что Ульянов А.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, собственником жилого помещения на территории У*** области не является. Его родители У*** Г.К., У*** В.Ю. лишены родительских прав решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 8 декабря 2000 года. Согласно постановлению главы администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 20 июля     1999 года № 347 над несовершеннолетним Ульяновым А.В. была установлена опека, опекуном была назначена И*** Г.Т. 22 января 2015 года Ульянов А.В. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,              которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда У*** области,  однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Уточнив требования, просил суд обязать ответчиков обеспечить                 Ульянова А.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что жилое помещение не представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П                  Ульянов А.В. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере  4000 руб. с приложением соответствующих документов.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Ульянов А.В., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, собственником жилого помещения на территории У*** области не является.

Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 8 декабря       2000 года родители Ульянова А.В. - У*** В.Ю., У*** Г.К. лишены родительских прав.

Согласно постановлению главы администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 20 июля 1999 года № 347 над несовершеннолетним Ульяновым А.В. была установлена опека, опекуном была назначена И*** Г.Т.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 22 января 2015 года  Ульянов А.В. был включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

В соответствии с решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 25 августа 2016 года  за Ульяновым А.В. признано право на обеспечение жилым помещением на территории г. У*** в связи с его трудоустройством  в АО «А***» в г. У***. Однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Поскольку Ульянов А.В.  до настоящего времени жильем в установленном законом порядке не обеспечен, и.о. прокурора Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований и.о. прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года                              № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон                        № 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона  № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 указанного Федерального закона, ранее достижения ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона                   № 159-ФЗ.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Федерального закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 21 декабря                   2012 года № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;               3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;             4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Ульянов А.В., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг совершеннолетия, жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального образования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: